Институт вращает винты по новой схеме

В Петербурге разработана новая система движения судна

<B>В Петербурге разработана новая система движения судна</B><BR> СПб. ЦНИИ судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ) создает первую в России судовую электроэнергетическую систему с гребной электрической установкой. <P> Вслед за первым контрактом в $1,5 млн подписаны еще три на общую сумму $8 млн. Первый проект -- гидрографическое судно, которое строится на Рыбинском судостроительном заводе. Его спуск на воду запланирован на 2005 г.<BR> Уникальность проекта заключается в том, что на нем предусмотрена не классическая силовая установка с передачей мощности на гребные винты через редуктор, а электроэнергетическая. При такой схеме дизель-генераторы вырабатывают ток, который питает электродвигатели, приводящие в движение гребные винты и различные вспомогательные механизмы.<BR> Преимущества новой системы лучше всего проявляются при эксплуатации на судах, которым необходима высокая и точная маневренность, быстрая смена режимов и т.д.<BR> Сама по себе схема единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС) известна давно. Однако в гражданском судостроении она до сих пор применялась достаточно редко. Не в последнюю очередь из-за того, что ЕЭЭС требует создания совершенной системы управления, основанной на самых современных технологических достижениях.<BR> Принципиальным новшеством стало использование в ЕЭЭС переменного тока. (До сих пор использовали только постоянный.) При этом неизбежно возрастали затраты как при строительстве судов, так и при эксплуатации. Такое решение привело к необходимости разработки целого комплекса нового электрооборудования.<BR> <B>Новые решения</B><BR> "Работа заняла около 3 лет. Для нашего института это было первое задание такого масштаба, -- говорит директор ЦНИИ СЭТ Виктор Галка. Мы проектировали и производили отдельные элементы подобных систем. Но ЕЭЭС как целостный комплекс до сих пор в России не создавал никто. Система пройдет комплексное испытание в стендовых условиях в институте. Тем самым значительно сокращается время сдаточных испытаний и срок сдачи в эксплуатацию судна".<BR> Институт уже заключил контракты на разработку ЕЭЭС еще для трех судостроительных проектов на общую сумму $8,5 млн. <P> <B>Цифры</B><BR> $500 -- средняя стоимость 1 часа работы буксира<BR> Источник: "ДП" <P> <B>на заметку</B><BR> <B>ЦНИИ судовой электротехники и технологии</B><BR> - Образован в 1965 г. на базе ЦКБ 55, ведущего свою историю с 1922 г.<BR> - Основной деятельностью института является выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, технологических работ в области электроэнергетических систем, судового и транспортного электрооборудования.<BR> - Экономичность электропривода не проявляется при равномерном движении на длинные дистанции. Однако повышение маневренности судна позволяет отказаться от услуг буксиров при заходе в порты и швартовке. Обычное среднетоннажное судно использует для швартовки два буксира в течение 2-3 часов.