00:0002 июня 200400:00
1просмотров
00:0002 июня 2004
Борис Эйфман отмерил на создание Дворца танца 10 лет
Борис Эйфман
отмерил на создание Дворца танца 10 лет
Это должен быть театр, который нельзя поставить нигде больше -- ни
в пустыне, ни в Лас-Вегасе -- только в этом месте Петербурга.
СПб. После годичных мытарств Минкульт подписал контракт с
Домиником Перро на строительство второй сцены Мариинки. В Петербурге
существует еще один балетный мегапроект -- Дворец танца Эйфмана.
Дворец танца должен стать частью "Набережной Европы", которая, как
планируется, заменит на панораме исторического центра ПетербургаНЦ
"Прикладная химия" (он же ГИПХ). По планам "Набережная Европы" должна
войти в строй в 2008 г., то есть даже раньше "золотой картофелины"
Перро. Балетмейстер Борис Эйфман рассказал о нынешнем состоянии
проекта.
-- Борис Яковлевич, как Вы думаете, насколько реальны Дворец танца
и "Набережная Европы"?
-- Никто об этом не может сказать. Инвесторы, к примеру, были в
Лондоне на Экономическом форуме и выступали там с проектом "Набережная
Европы". Вы понимаете, сейчас Дворец танца -- это часть большого
проекта, который задействован на территории ГИПХа. Сейчас в ГИПХ
вернулся новый старый директор Гидаспов. Я очень боялся его прихода,
но, насколько знаю, он занял очень правильную позицию, что институт
нельзя отдавать частями. Вопрос надо решать принципиально. Или
институт уходит целиком -- в другое, очень современное, обустроенное,
удобное место, одобренное руководством ГИПХа, или не уходит.
-- Значит, 2008 г. -- не конечная цифра?
-- Я был свидетелем, как строят в Нью-Йорке. Там буквально в
центре Манхэттена 5 лет назад был пустырь. Потом начались разговоры,
что там будет строиться многофункциональный комплекс. С одним из
условий -- его поставил бывший мэр Нью-Йорка -- там должен быть театр
джаза. Я каждый год приезжаю в Нью-Йорк, видел, как началось и шло это
строительство. А в последней поездке я увидел: уже стоят два близнеца
-- два огромных стеклянных небоскреба, и там работает джаз-театр.
Я сегодня был у врача-кардиолога и задал ему вопрос: "Как сердце
-- еще 10 лет выдержит?" Он сказал: "Да, а почему именно 10?" Я думаю,
для того чтобы построить Дворец танца, надо минимум 10 лет. Для того
чтобы воссии чего-то добиться, надо жить очень долго и бить каждый
день в одно местечко. И тогда, может быть, что-то пробьешь.
-- Насколько Вы уверены в успехе?
-- Лично я верю в то, что это получится. Потому что это не может
не получиться. Это не театр для Эйфмана, это -- серьезная идея
учебно-театрального комплекса. Цель -- создать комбинат, в котором бы
существовали коммерческие и некоммерческие структуры, нацеленные на
создание нового русского балета. Здесь должен появиться институт
молодых хореографов, которые бы работали с труппой, которая будет
называться Труппой XXI века. Кроме того, там будет мой театр и третья
труппа, которая будет танцевать классику на высоком уровне. Это
коммерческое направление, которое должно кормить современную труппу и
школу молодых хореографов.
--аботники ГИПХа уходили на пенсию в 45 лет -- по вредности. Не
боитесь танцевать в таком месте?
-- На территории ГИПХа действительно ситуация очень страшная. Есть
заключение экологического комитета: там тяжелый металл в почве, там
производили ракетное топливо, и это топливо уходило в землю, а затем в
Неву. Я читаю иногда, стоит ли такой известный и престижный институт,
как ГИПХ, переносить в другое место -- тревожить нужное государству
учреждение. Удивительно!
Насколько я знаю, там планируется 4-метровая очистка территории с
выемкой грунта. И если институт уедет целиком, то тогда целиком
территория будет очищаться. Это совсем другая идея. Очень
дорогостоящая. Очень. Но тогда игра будет стоить свеч.
-- Если "Набережная Европы" в целом оценивается в $150 млн, то
сколько стоит Дворец танца?
-- Сейчас этого сказать нельзя. Это не просто театр сам по себе:
очистка территории от химикатов стоит тоже определенное количество
миллионов. Кроме того, чтобы реализовать все идеи, мало частных
инвесторов, потому что они ограничены какими-то своими финансовыми
интересами. Сегодня в мире нет такого инвестора, который согласился бы
реализовать все мои идеи. Пока проект не обретет государственную
поддержку, я не могу быть уверенным, что он осуществится. Потому что
балет воссии всегда был элитным искусством и поддерживался на очень
высоком уровне.
-- Архитектурный проект уже существует?
-- Нет, пока есть только план. Насколько я знаю, в рамках проекта
"Набережная Европы" будут приглашаться очень достойные мировые
архитекторы, каждый получит какое-то задание и будет его выполнять.
Все будет контролироваться нашей архитектурной элитой -- место
все-таки необычное, необыкновенное. В данном случае будет не
конкурсная система, а индивидуальный выбор архитектора на каждое
определенное место.
-- Вы знаете своего архитектора?
--- Пока нет. Я знаю несколько человек, но я не могу Вам сказать
точно. Проблема моя в том, что я никак не могу подойти к реализации,
вернее, меня еще не подпускают. Я не могу приехать к архитектору и
сказать: я вас приглашаю. Потому что за моим приглашением ничего не
стоит.
Если говорить о Мариинском театре, то там на всех совещаниях
сидели министр строительства, министр культуры, министр финансов,
премьер-министр даже однажды был. Это была государственная программа!
Моя программа -- это пока частная инициатива.
-- Вам нравится то, что получилось в результате конкурса по второй
сцене Мариинки?
-- Я думаю, что выбрали то, что хотели выбрать. Вернее, я бы так
сказал: выбрали то, что хотели, из того, что имели. Проблема
архитектуры -- очень серьезная. Я видел в Америке театры-новоделы,
когда современный театр делается под старину. Ужасающее зрелище. В
связи с Дворцом танца война мнений будет не меньшая, если не большая,
чем с Мариинским театром. Потому что место такое лобное -- напротив
Эрмитажа и Петропавловки. Поднимется такое!
Но нельзя забывать о том, что творилось в Париже, когда строили
Эйфелеву башню. Мы не можем историческим взглядом оценить ситуацию
сегодняшнего дня, потому что все равно субъективно относимся ко всему
-- в силу образования, жизненного опыта или каких-то впечатлений.
-- Один из героев ваших балетов -- Павел I -- прежде чем построить
Михайловский замок, лет 20 его рисовал. Вы рисуете свой театр?
-- Я не рисую на бумаге, но рисую в своем воображении. Это должен
быть современнейший театр, который нельзя поставить нигде больше -- ни
в пустыне, ни в Лас-Вегасе -- только в этом историческом месте
Петербурга.
Полный текст интервью читайте на dp.ru
факты
"Набережная Европы"
- По проекту находится в Петроградском районе, между набережной
Малой Невы, пр. Добролюбова, площадью при въезде на Биржевой мост и
будущим продолжением ул. Талалихина.
- Инвестор проекта -- ООО "Петербург Сити".
- В настоящее время на этой территории расположены корпуса ФГУП
РНЦ "Прикладная химия" (ГИПХ).
- Участок будущего строительства занимает площадь 44.430 м2.
- Планируется построить примерно 100.000 м2 недвижимости, в том
числе бизнес-центр класса "А", фитнес-центр с бассейном, жилье, Дворец
танца и др.
- Дворец танца будет включать театр с залом на 1300 мест,
репетиционные залы и учебные аудитории.
- Комплекс "Набережная Европы" должен быть сдан в эксплуатацию до
31 декабря 2008 г. Первую очередь строительства намечено завершить в
конце 2007 г.
- Юридическими основаниями проекта являются: поручение Президента
РФ В. Путина от 24 марта 2003 г. Пр-500 "О строительстве Дворца танца
и многофункционального комплекса "Набережная Европы";аспоряжение
Министерства имущественных отношенийФ от 20 ноября 2003 г. 6560-р;
инвестиционный контракт, подписанный ФГУПНЦ "Прикладная химия",
Управлением ФСБФ по Санкт-Петербургу и Лен- области и ООО "Петербург
Сити", и др.