00:0028 мая 200400:00
7просмотров
00:0028 мая 2004
Консультанты нужны как воздух
<B>Консультанты нужны как воздух</B><BR>
Сегодня аудит удовлетворяет бухгалтера, а не собственника<BR>
СПб. Аудиторские и консалтинговые услуги как часть рынка "бизнес для бизнеса" органически связаны с динамикой экономического развития всей России.
<P>
Спрос на эти услуги со стороны бизнеса постоянно растет, и 2003 год не был исключением.<BR>
При этом в структуре выручки петербургских участников рынка доля консалтинга постоянно увеличивается, а объем заработанной выручки на аудите предприятий все-таки снижается. В то же время начался процесс перехода на международные стандарты отчетности российских компаний, и аудиторы заняты подготовкой к новому режиму.<BR>
<B>Вектор рынка</B><BR>
"На рынок наших услуг оказывают влияние неизбежность введения МСФО и подготовка компаний к работе в новых условиях. Это происходит на фоне неопределенности. Где учить специалистов (а важны хорошее образование и признанный сертификат) -- большая проблема", -- обеспокоен генеральный директор ЗАО "МКД" Юрий Воропаев.<BR>
Прежде всего это делается с прицелом на аудит открытых акционерных обществ. "Понятное дело, что у нас уже есть потенциальные заказчики", -- говорит генеральный директор ООО "ИНСЭИ" Сергей Никитин.<BR>
"Отбеливание" бизнеса<BR>
Среди событий, оказавших заметное влияние на рынок аудиторских и консалтинговых услуг в прошедшем году, можно отметить возросшую активность государства в пресечении нелегальных и полулегальных схем минимизации налоговых платежей.<BR>
"Практика показывает, что предприниматели, применявшие незаконные схемы ухода от налогов, как правило, не нуждались в высококвалифицированных аудиторских или консультационных услугах. По мере же вывода бизнеса из тени такие предприниматели все больше испытывают потребность в грамотном сопровождении в хитросплетениях российского налогового законодательства", -- комментирует генеральный директор ООО АКГ "Юридическая Бизнес Коллегия" Сергей Шевелев.<BR>
Локомотивом развития рынка консалтинговых услуг сегодня является успешно развивающийся средний бизнес. "Как правило, такие фирмы создавались и возглавлялись предпринимателями-индивидуалами или достаточно узкими по составу командами партнеров. Они управляли своим бизнесом как умели, опираясь на предпринимательскую интуицию, свои организаторские способности, прошлый опыт и образование. Те из них, кто сумел провести свой бизнес "через тернии к звездам", остро осознают необходимость "оцивилизовывания" своего дела, внедрения современных технологий, эффективного управления и подбора персонала. Именно данный сегмент рынка генерирует сегодня наиболее мощный и "правильный" спрос на консалтинговые услуги", -- уверен генеральный директор ООО "Балт-аудит-эксперт" Юрий Лаптев.<BR>
<B>Нерыночные методы</B><BR>
Российские аудиторы не перестают сетовать на "большую четверку" -- представителей иностранных аудиторских компаний. "Лоббирование интересов этих компаний через органы власти не перестает возмущать. Такие действия говорят о том, что российские компании всячески пытаются "задвинуть", это касается и банковского и общего аудита", -- говорит Сергей Никитин.<BR>
"Все российские аудиторские компании обслуживают 10 тыс. организаций, это 25% рынка, 75% обслуживает "большая четверка", -- подсчитал генеральный директор ЗАО "Балтийский аудит" Александр Терехов.<BR>
<B>Перспективные ниши</B><BR>
Наиболее сильная конкуренция сложилась на рынке информационных технологий.<BR>
Сами участники рынка еще 3 года назад прогнозировали высокий спрос на услуги по внедрению информационных технологий. Новым веянием стало и то, что сами IT- компании стали предоставлять консультационные услуги своим клиентам. Эту мысль подтверждает президент BCC (Business Computer Center) Валерий Липкин: "Сегодня ситуация на российском IT-рынке меняется, все большую долю стали занимать IT-услуги, информационный консалтинг. Это самое растущее направление на нашем рынке за последние несколько лет, как, впрочем, и во всем мире. Сегодня практически ни один серьезный проект мы не осуществляем без предварительных консалтинговых работ".<BR>
При динамичном развитии консалтинговых услуг конкуренция в аудите нарастает. Тому есть несколько причин. Одна из них -- проведение конкурсов, в том числе при распределении государственных заказов. Регламентирующее постановление вышло еще летом 2002 г., однако результаты и первые "последствия" сейчас наиболее видны. Опрошенные участники рынка видят множество как положительных, так и отрицательных сторон. "Стало меньше кулуарности при распределении госзаказов, процедура стала прозрачной, что положительно сказывается на конкурентной среде, улучшает ее. Бизнес-сообщество привлечено к регулированию спорных вопросов.<BR>
Мы лучше узнали, кто работает на нашем рынке и по каким принципам. В процессе конкурса знакомимся с участниками и теснее сотрудничаем, вырабатывая полезные условия", -- говорит вице-президент Аудиторской палаты Санкт-Петербурга Дмитрий Желтяков.<BR>
С другой стороны, по мнению Ирины Громовой, генерального директора ЗАО "Аудит-Лидер", "это породило понятие демпинга среди аудиторских компаний, создало таким образом нездоровую конкуренцию. Некоторые компании повели себя просто-напросто некорректно".