Полковнику пишет стрекоза

В БДТ появился "Мотылек" Николая Пинигина

В БДТ появился "Мотылек" Николая Пинигина<BR> СПб. Многое происходило на знаменитой сцене БДТ, но так, чтобы рядовой срочной службы вдруг превращался в барышню -- такого еще не случалось. <P> Это весьма странное "ЧП полкового масштаба" -- завязка пьесы Петра Гладилина "Мотылек", поставленной Николаем Пинигиным. Очевидный и невероятный факт приходится осознавать самому что ни на есть "настоящему полковнику", каким играет своего героя Андрей Толубеев. Такой командир любой абсурд поставит по стойке смирно и всякой там метафизике даст три наряда вне очереди.<BR> Аты-баты<BR> Почему солдат сделался девушкой -- понятно: таков был единственный способ "откосить" от армии (которая в системе ценностей автора попросту является простенькой метафорой ада, где московского интеллигентика пытают дедовщиной и прочими казарменными мерзостями).<BR> Но стоило полковнику смириться с лебедушкинской метаморфозой, как грянула настоящая беда: дивное существо, выгнанное на гражданке из театрального института, разродилось драмой "Озельма -- король пчел", каковую и намеревается поставить на сцене местного армейского клуба.<BR> Однако полковник наш рожден был хватом и требует от самозваного гения представить свой шедевр -- иначе "будем учиться окапываться". Монолог прекрасной Сольминор, оплакивающей безвременную кончину Короля пчел в космическом пространстве, -- это серьезная пародия на пьесу Кости Треплева про Мировую душу. Юная Наталья, облаченная в белые одежды из клубных занавесок, взмывает над сценой и с красивыми подвываниями читает невозможно графоманский (но вовсе не лишенный обаяния) текст.<BR> <B>Офицер окукливается</B><BR> Но этими декадентскими изысками суровую душу десантника не проймешь -- и бравый полковник, быстро уловленный в сети искусства, начинает репетировать с Натальей отрывок из "Отелло". Играют, впрочем, так, что самое время начать учиться окапываться. Зато полковник прозревает, одухотворяется, очеловечивается и т.д. Потом теряет на учениях раздавленного, как бабочка, вернее -- "бриллиантовая стрекоза" (авторская метафора вечной души) -- рядового Наталью.<BR> Смысл спектакля превосходит сомнительные задачи претенциозной гладилинской пьесы. Он весь сосредоточен на превосходном дуэте учителя и его ученицы, Андрея Толубеева и Елены Шваревой, одаренной, яркой, эмоционально заразительной актрисы, чья привлекательность -- не помеха ее же интеллигентности. Вывести на дебют "за дрожащую руку" настоящую артистку -- ради этого можно и солдата в девочку превратить. <P> <B>Биография</B><BR> <B>Андрей Юрьевич Толубеев</B><BR> - Актер, педагог, драматург.<BR> - Народный артист России (1996).<BR> - Родился в 1945 г. в Ленинграде. Сын знаменитого актера Юрия Толубеева.<BR> - Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (1975).<BR> - С 1975 г. -- актер АБДТ им. М. Горького (с 1992 г. -- им. Г. А. Товстоногова).<BR> - Ведущий актер театра. Среди сыгранных им спектаклей: "Оптимистическая трагедия", "Коварство и любовь", "Салемские колдуньи", "Вишневый сад", "За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)", "Любовные письма", "Арт", "Загадочные вариации".