00:0017 мая 200400:00
12просмотров
00:0017 мая 2004
Причина потери компании -- неэффективный контроль за директоратом
Причина потери компании -- неэффективный контроль за директоратом<BR>
СПб. Когда компанию объявляют банкротом, не теряющий своей актуальности вопрос "что делать?" кажется неуместным. Тем не менее и в этом случае можно получить на него ответ.
<P>
Это случилось. Компания по решению арбитражного суда признана банкротом. Кредиторы по закону могут вернуть свои деньги несколькими путями: путем введения внешнего управления и в случае санации, т.е. когда третья сторона окажет финансовую помощь должнику. Впрочем, специалисты говорят, что второй случай в практике случается крайне редко. Как правило, компанию ликвидируют, выставляя ее имущество на торги. Либо в результате усилий внешнего управления удается, как говорится, "изыскать внутренние резервы". Процедура эта долгая и может продлиться несколько лет.<BR>
Поскольку банкротство многоэтапный процесс, то каждый из этапов имеет свои особенности. Ими же определяются особенности поведения менеджера с персоналом и руководством компании.<BR>
<B>Наблюдение</B><BR>
Специалисты советуют на начальном этапе, т.е. когда идет процедура наблюдения, получить исчерпывающую информацию о проведенных руководством компании мероприятиях. По словам руководителя отдела организационного развития Института проблем предпринимательства Юлии Николаевой, это позволит вести грамотную работу с персоналом. "Прежде всего необходимо уточнить с бухгалтерией сумму долга по заработной плате и организовать подачу требований работников о внесении в реестр кредиторов, -- говорит Юлия Николаева. -- Эти действия позволят защитить права сотрудников компании. В то же время в обязательном порядке должно быть проведено собрание работников".<BR>
На этом этапе может возникнуть проблема массового добровольного увольнения. Мол, чего ждать у моря погоды, лучше раньше, чем поздно. Однако специалисты уверяют, что в этом случае у менеджеров найдутся свои доводы. "Ситуация банкротства -- это еще не конец бизнеса, -- уверена Юлия Николаева. -- Необходимо давать персоналу исчерпывающую информацию о состоянии предприятия, для того чтобы они могли принимать взвешенные решения о своей дальнейшей карьере". Обычно разделить сложный период в жизни компании готовы только наиболее лояльные ей сотрудники.<BR>
<B>Ликвидация</B><BR>
Если восстановление платежеспособности предприятия невозможно и происходит ликвидационная процедура, то задача менеджера -- минимизировать риски сотрудников, связанные с их высвобождением.<BR>
Впрочем, еще в ходе этапа наблюдения менеджер может провести кадровый анализ своего подразделения: кого сразу уволить, с кем поговорить, чтобы остаться. Правильно уведомить работников о предстоящем увольнении и психологически подготовить их к этой процедуре тоже непосредственная задача менеджера.<BR>
Самое главное на всех этапах процедуры банкротства -- информация. По словам специалистов, это залог правильных решений. "Менеджер должен получать максимум информации от вышестоящего руководства и своевременно уведомлять своих сотрудников о предстоящих изменениях в их карьере", -- убеждена Юлия Николаева.<BR>
<B>Профилактика</B><BR>
Основная причина, по которой собственники (если, конечно, не они инициаторы банкротства) теряют свои компании в ходе процедуры банкротства, -- неэффективный контроль за исполнительным органом, т.е. за директором. Среди наиболее частых злоупотреблений должностными обязанностями специалисты называют заключение договоров с фирмами на льготных для них условиях с последующим получением директоратом так называемого "отката"; приобретение дорогих машин, недвижимости на родственников с целью якобы экономии налоговых платежей с присвоением в дальнейшем этого имущества; либо предоставление льготных займов своим знакомым и родственникам. Специалисты уверены -- список можно продолжать.<BR>
Конечно, можно назначать ревизионные комиссии, проводить аудиторские проверки, но, как правило, к этому подходят формально, аудиторов заказывают сами директора, которые им платят и т.п. Более того, по мнению юристов, ни закон об акционерных обществах, ни признание сделок, заключенных директором, ничтожными не позволяет вернуть собственникам их имущество. Очень часто директор заранее заботится о том, чтобы оказаться гол как сокол. "Владельцу бизнеса в ситуации угрозы банкротства можно посоветовать не доводить дело до начального этапа, -- говорит Юлия Николаева. -- Как только владелец получил исковое заявление от кредитора, он должен предпринять активные действия, обратиться за консультационной помощью". Специалисты уверяют, что даже в этом случае эффективное сопротивление еще возможно.
<P>
<B>есть мнение</B><BR>
Александр Митин, директор Регионального агентства управления долгами (РАУД):<BR>
"Каким образом руководителю должника, акционерам или собственнику имущества должника осуществлять защиту имущественных прав должника в ходе реализации той или иной процедуры несостоятельности (банкротства)?<BR>
Изначально нужно отметить, что банкротство -- это судебная процедура, а в соответствии со ст. 34 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы.<BR>
Важно отметить, что органы управления должника, хоть и с существенными ограничениями, но продолжают исполнять отдельные свои обязанности и реализовывать свои права до момента ликвидации должника, а следовательно, акционеры либо собственник имущества должника имеют возможность защищаться и после исключения должника из ЕГРЮЛ.<BR>
В первую очередь для целей защиты своих прав лица, участвующие в деле о банкротстве, должны сами следить за соблюдением своих прав. Арбитражный управляющий обязан уведомлять обо всех проводимых собраниях кредиторов и введенных в отношении должника процедурах всех лиц, которые являются участниками производства по делу о банкротстве. Участники дела о банкротстве имеют право знакомиться со всеми материалами, обжаловать действия арбитражного управляющего и решения собраний кредиторов или решения комитета кредиторов.<BR>
В случае продажи бизнеса или продажи предприятия должника именно акционеры (участники) или собственник имущества должника устанавливают минимальную цену, ниже которой не может состояться сделка. Действующее законодательство о банкротстве жестче регламентирует производство по делам о банкротстве и предоставляет должнику достаточно большие возможности противодействовать недобросовестным действиям кредиторов или арбитражного управляющего".
<P>
<B>Цифры</B><BR>
61152 дела о банкротстве находилось в производстве арбитражных судов РФ по состоянию на 1.01.2004 г.<BR>
Источник: Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству