"Образы одного народа" восстановили

В Этнографическом музее экспонируется уникальная коллекция

<B>В Этнографическом музее экспонируется уникальная коллекция</B><BR><br>СПб. В Российском Этнографическом музее открылась выставка "Образы одного народа", посвященная религии и культуре еврейских диаспор.<br><P><br>На открытии выставки присутствовали полномочный представитель Президента по Северо-Западному федеральному округу Илья Клебанов, губернатор Валентина Матвиенко, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, скульптор Михаил Шемякин. Во время встречи Владимира Путина с премьер- министром Израиля Ариэлем Шароном 3 ноября 2003 г. Президент России пообещал помочь петербургским этнографам возродить музей, "посвященный жизни и истории еврейского народа".<BR><br><B>Свиток Эсфири</B><BR><br>Еврейские диаспоры оказались на территории Российской империи в конце XVIII в. после раздела Польши. Произошло это в царствование императрицы Екатерины II. Евреи Российской империи делились на три большие диаспоры: грузинские евреи, бухарские евреи и ашкенази -- евреи, населявшие территорию Восточной Европы. Черта оседлости, запрещавшая евреям жить на большей части территории России, привела к тому, что европейские евреи -- ашкенази существовали в компактных поселениях -- штетлах. Замкнутый мир еврейских местечек позволял общине жить своей жизнью, ничего не меняя в ней на протяжении веков. Собственно, экспозиция выставки "Образы одного народа" представлена в виде улицы такого штетла. В домах справляют свадьбу, празднуют Хануку, вдыхают ароматы Шабата из специальных серебряных сосудов бсамим. Выставка впервые представила большую часть еврейских коллекций музея.<BR><br><B>История одной коллекции</B><BR><br>Еврейские коллекции Российского этнографического музея уникальны. Они насчитывают 2500 предметов. Это ритуальная утварь, праздничные и обрядовые костюмы, предметы домашней обстановки, амулеты и обереги, убранство хранилищ Торы, свитки Эсфири, редкие фотографии.<BR><br>Не исключено, что эти предметы быта и религии пропали бы в огне войн и революций, если бы не первый российский этнограф-иудаист Шлома Занвил Раппопорт, взявший себе псевдоним Анский. В 1911-1916 гг. Анский возглавил серию этнографических экспедиций в губернии черты оседлости Подольскую, Волынскую, Киевскую. Сотни собранных им предметов еврейской культуры стали экспонатами первого музея "еврейской цивилизации", открытого в 1916 г. в Петрограде на 5-й линии Васильевского острова.<BR><br>Позже, в 30-е гг., по советской России прокатилась кампания по "ликвидации еврейских буржуазных структур", и музей был закрыт. Предметы из его коллекции были рассеяны по музеям Советского Союза. Например, представляющая огромную историческую ценность коллекция культового серебра оказалась в Киеве. И все же большая часть этнографических редкостей осталась в Санкт-Петербурге -- в Музее этнографии. Выставка "Образы одного народа" станет основой будущего музея еврейской культуры.<br><P><br><B>факты</B><BR><br>Особая гордость этнографов -- это коллекция еврейской одежды. Такого собрания костюмов нет ни в одном музее мира.<BR><br>Этнографической редкостью стали женские парики, которыми ортодоксальные еврейки покрывали бритые головы, и брустихлы -- женские нагрудники.