Этрусский юноша отдыхает в обновленном интерьере

В Эрмитаже открылись двери Двадцатиколонного зала

<B>В Эрмитаже открылись двери Двадцатиколонного зала</B><BR> СПб. Один из самых известных и посещаемых залов Эрмитажа впервые за свою полуторавековую историю прошел полноценную реставрацию. <P> Взору посетителей, пришедших на открытие Двадцатиколонного зала нового Эрмитажа, предстал не только сам значительно посвежевший зал, сверкающий отшлифованными поверхностями, радующий глаз настенной и потолочной живописью, яркой в своей свежести красок. Посетители увидели и обновленную экспозицию зала.<BR> <B>Внутреннее содержание</B><BR> Своеобразными полюсами экспозиции стали прекрасная античная ваза, прозванная за особую красоту пропорций "Царицей ваз", и статуя этрусского юноши, торжественно возлежащего на крышке погребальной урны. Тут же -- расширенная экспозиция апулийской и этрусской керамики, этрусских бронз и военного снаряжения древних италийцев.<BR> Впрочем, вряд ли кто считал количество ваз -- бронзовых, керамических, расписных, с каннелюрами и фризами. Безусловно, редких, удивительно красивых, уникальных.<BR> Потому что и вазы, уютно расположившиеся в шкафах-витринах, выполненных в начале XIX в. на фабриках П.Г. Гамбса, и живописные настенные панно на сюжеты росписей этрусских гробниц, и потолки, расписанные в духе античной керамики, и узоры на мозаичном полу -- все слилось в единое целое, органичное единство декора и экспозиции.<BR> <B>Золотая середина</B><BR> И наконец, появилась та самая "золотая середина" в давнем споре: что же все-таки важнее -- убранство зала или его экспонаты. Что выделить, на чем сделать акцент, что и как подсветить. В потолок и карнизы встроили люминесцентные лампы -- и на потолке "появилась" живопись, терявшаяся до того в полутьме зала. Такие же лампы установили и в углах витрин -- так, чтобы многочисленные вазы, вазочки, чаши и сосуды заиграли новыми красками. И великолепный зал с двумя рядами монолитных колонн из серого гранита "предстал в новом свете" во всех смыслах.<BR> Кстати, самые любопытные посетители могут наблюдать следы реставрации мозаичного пола -- "свежий" мрамор, выложенный на местах утрат, немного отличается по цвету от старого. Не сочтите это реставрационным недостатком -- через много лет, когда пол потребует новой реставрации, мастера таким образом смогут отличить старый мрамор от нового. <P> <B>факты</B><BR> - Спонсорами проекта выступила конфедерация итальянских промышленников "Кофиндустрия", выделившая 9 млн рублей на реставрационные работы. На финансовую долю Эрмитажа пришлись главным образом инженерные работы -- больше 4 млн рублей ушло на установку новой системы освещения, сигнализации и прочего технического оснащения.<BR> - Для того чтобы очистить накопившийся за 150 лет на стенах толстый слой копоти и спрессованной пыли, потребовался... свежий мякиш хлеба -- изведанное средство чертежников и реставраторов, очищающее поверхности лучше любых растворителей.<BR> - Самым трудоемким и дорогостоящим участком работ стал уникальный мозаичный пол, выполненный из четырех сортов итальянского мрамора, выложенного узорами, напоминающими античные.