Экспертиза впадает в зависимость

Экспертные бюро подстраиваются под страховщиков СПб. Несмотря на рост объема услуг по оценке ущерба от ДТП, ряд оценщиков вынуждены покинуть рынок, так как не успели наладить отношения со страховщиками.

<B>Экспертные бюро подстраиваются под страховщиков</B><BR><br>СПб. Несмотря на рост объема услуг по оценке ущерба от ДТП, ряд оценщиков вынуждены покинуть рынок, так как не успели наладить отношения со страховщиками.<br><P><br>Год назад среднее экспертное бюро делало в день три-четыре оценки. После введения ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности) у фирм, наладивших связи со страховыми компаниями, количество оценок в день выросло в 2-3 раза.<BR><br>Прощай, бизнес<BR><br>"После принятия ОСАГО автовладельцев практически лишили права добровольно выбирать оценщика. Их направляют только в те оценочные компании, с которыми у страховщиков заключен договор о сотрудничестве, -- говорит Светлана Смирнова, генеральный директор ООО "АС-Консалт". -- В сложившихся условиях экспертные бюро, которые изначально были нацелены на работу с частными лицами, а не с корпоративными клиентами, покидают этот бизнес. И переквалифицируются на оценку других видов имущества, например на более выгодную оценку недвижимости".<BR><br>Конкуренция среди экспертных бюро после введения ОСАГО обострилась. "Сейчас на петербургский рынок вышло много оценочных компаний из Москвы. И они начинают работать на понижение абсолютно необоснованно", -- говорит Владимир Зелепутин, генеральный директор ООО "АЗМ", -- например, я оцениваю ущерб от ДТП условно в $10 тыс. И вдруг откуда-то рождается заключение какого-то бюро, что ущерб по этой аварии составляет $5 тыс. Страховой компании, конечно же, интересней заплатить меньше".<BR><br><B>Рекомендации</B><BR><br>В России нет обязательных к применению нормативных актов, регламентирующих процедуру оценки. Зато есть методические рекомендации, которыми руководствуются оценщики.<BR><br>Главные статьи расходов для игры с деньгами -- это стоимость нормо-часа. Она колеблется от $25 до 70 в зависимости от модели автомобиля. Самые дорогие работы -- это покраска. Дальше играют на количестве элементов, подлежащих ремонту и замене. Один скажет: здесь только замена, а другой -- ремонт. Ремонт в некоторых случаях может обойтись дешевле.<BR><br>Средний ущерб в ДТП в начале 2004 г. по отечественным автомобилям составлял 20 тыс. рублей, по импортным -- 50 тыс.<BR><br><B>Игра без правил</B><BR><br>По сути, все независимые эксперты, проводящие оценку в рамках ОСАГО, вне закона.<BR><br>В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" проводить независимую техническую экспертизу транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства может только эксперт-техник. Однако ответственные за появление экспертов-техников в России -- Минтранс, Минюст и МВД РФ -- ничего пока не сделали для возникновения специальных оценщиков. Нет ни учебной программы, ни аккредитованных учебных заведений.<BR><br>"Грамотный юрист, который хорошо обдумает сложившуюся ситуацию, сможет оспорить любую оценку. Поскольку по закону экспертизу должен проводить эксперт-техник, а таких в России нет", -- считает Михаил Исаев, технический директор ООО "Технический центр "Геркон".<br><P><br><B>есть Мнение</B><BR><br>Андрей Знаменский, начальник управления обязательного страхования автогражданской ответственности ОАО "Страховая компания "Русский мир":<BR><br>"Страховые компании обязаны организовать экспертизу. При желании потерпевшего мы направляем его на экспертизу в определенные компании. Это позволяет ему общаться с оценщиками без посредников в виде страховой компании. Мы работаем не со всеми оценочными фирмами города, а с определенным перечнем. Выбирали их по качеству работы. Пострадавший сам заключает с фирмой договор, проводит оценку. Затем мы возвращаем ему деньги, потраченные на оценку".<br><P><br>Сергей Ковальчук, генеральный директор ЗАО "Страховое общество "Прогресс-Нева":<BR><br>"Требовать занижения размера калькуляции недопустимо. Это приведет к ущербу репутации страховой компании. Если воздействие со стороны страховых компаний происходит, то оно касается удешевления стоимости услуг автомобильных экспертов. Конкуренция между автоэкспертными организациями серьезная, поэтому страховщики выбирают компании, которые предлагают низкие цены при хорошем качестве услуг".