Андрей Могучий "приютил" принцессу

Состоялась премьера спектакля "Pro Турандот" Идею постановки "Принцессы Турандот" предложил Андрею Могучему художник Эмиль Капелюш.

Состоялась премьера спектакля "Pro Турандот"<BR><br> Идею постановки "Принцессы Турандот" предложил Андрею Могучему художник Эмиль Капелюш.<br><P><br>Роль коварной, но неизъяснимо прекрасной китайской принцессы, любительницы загадывать загадки, от портрета которой теряют головы несчастные принцы, предназначалась супруге художника, актрисе Марине Солопченко.<BR><BR><br><b>На подступах к "Турандот"</b><BR><br>"Приют комедианта" приютил на своей небольшой сцене теплую компанию, собранную из актеров разных театров, -- неформальный принцип работы, уже доказавший свою успешность. От авангардного театра, к которому тяготеет режиссер, эти артисты были, мягко говоря, далеки. Но и режиссеру Могучему, "замахнувшемуся" на святая святых отечественной театральной истории, легенду Вахтанговского театра "Принцессу Турандот", эта история тоже казалась из разряда пикантных, но анекдотических.<BR><BR><br><B>Made in China</B><BR><br>Между тем у них все получилось. На маленькой сцене Эмиль Капелюш соорудил свой "Китай", Могучий населил его подозрительными личностями в потрепанных одежках шиворот-навыворот, персонажи залопотали что-то отдаленно напоминающее китайскую грамоту, и начался спектакль о трудной судьбе ногайского принца Калафа (Александр Ронис) и его сказочной любви к прекрасной Турандот (Марина Солопченко).<BR><BR><br><B>Инстинкт театральности</B><BR><br>Андрей Могучий поступил с пьесой Гоцци так, как и подобает настоящему авангардисту -- то есть как "архаист" и "новатор" в одном лице. Он пощадил "архаику" пьесы и ее сценической традиции: здешние рассказчики, конечно, мало напоминают итальянских Бригеллу, Панталоне и Тарталью, еще меньше -- Михаила Ульянова и Юрия Яковлева, игравших эти роли во второй редакции вахтанговской "Турандот". Но и те, и другие занимались общим делом: морочили публике голову развеселой отсебятиной. Причем знаменитым вахтанговцам эти вставные шутки писал специальный автор, а актеры Дмитрий Готсдинер и Виталий Салтыков обходятся своими силами. И задача их усложнена -- они острят в реальном времени, в режиме актерской импровизации.<BR><BR><br><B>Перетурандотили</B><BR><br>В былые годы на театральной сцене это называлось "турандотить". Этим искусством владели вахтанговские мастера, а позднее об умении "турандотить" говорили уже в связи с любимовской Таганкой. Об отчаянном и веселом искусстве русского политического театра на спектакле Могучего пришлось вспомнить не раз. Чего стоила только грандиозная загадка, озвученная принцем Калафом, про великого дзюдоиста, спасителя собак и детей, любителя мочить в сортирах... На одном из премьерных спектаклей ответом на загадку был Шварценеггер -- но тут возможны варианты, поскольку остроумные стишки артистом Ронисом выдумываются каждый раз новые.<BR><br>Да и сама история Калафа и Турандот в этом спектакле происходит на фоне серьезных политических событий: терпят крах великие восточные царства, погибают правители, к власти приходят захватчики... Все так и написано у Карло Гоцци. Почему это заметил Могучий и почему этого не замечали раньше -- вот загадка, достойная принцессы Турандот.<br><P><br><B>Есть мнение</B><ul><br>Андрей Могучий , главный театральный авангардист Петербурга, а возможно, и России:<BR><br>"2 года мы обсуждали идею постановки "Турандот" с Капелюшем, пока Виктор Минков, директор "Приюта", не предложил поставить у него "Вишневый сад". К "Вишневому саду" я был не очень готов, при всей любви к Чехову и этой пьесе. И тогда мы остановились на "Турандот". Я чувствовал какую-то приятную безответственность, выполняя сугубо режиссерские задачи в условиях, когда и пьеса, и актеры были уже определены.<BR><br>Сочинялось как обычно -- болтали очень много всякой ерунды, а потом я отбирал то, что надо говорить, и выбрасывал то, чего говорить не надо. Что-то рождается прямо на спектакле. Когда артист Ронис читает свою загадку, каждый раз на ходу сочиняя новый вариант, у меня сердце замирает -- я никогда не знаю заранее, что он скажет. У него дар невероятный, и моя задача -- ничего не испортить".</ul> <P> <B>факты</B><ul> <li>В конце 80-х Могучий создал "Формальный театр". Театр прославился постановками "Лысой певицы" Ионеско, "Петербурга" Андрея Белого, "Орландо Фуриозо" Ариосто, "Школой для дураков" Соколова.<BR> <li> Спектакли Могучего -- непременные участники престижных фестивалей, награжденные "Золотым софитом", "Золотой Маской", гран-при БИТЕФа и призом Эдинбургского фестиваля.</ul>