Издатели и горожане недовольны продавцами прессы

Председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алла Манилова обещает выработать новые правила игры на рынке распространения печатной продукции.

Председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алла Манилова обещает выработать новые правила игры на рынке распространения печатной продукции.<br>Председатель комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Алла Манилова обещает выработать правила игры на рынке распространения печатной продукции, которые устроят всех – и распространителей, и издателей, и читателей.<br><br><br><br><i>Проект постановления на заседание правительства планировалось внести в конце января. До сих пор этого не произошло. Когда этот проект будет готов?</i><br><br><br><br>Подготовить проект постановления я планировала в конце марта. В конце апреля он будет внесен на правительство. Первое мая – это такой «дед-лайн», когда это постановление должно быть принято. 19 февраля у меня состоялось совещание с представителями всех участников рынка распространения, на котором я предложила совместно выработать правила игры.<br><br><br><br><i>Как именно он будет регулировать взаимоотношения участников рынка?</i><br><br><br><br>Здесь какая штука –есть интересы города, есть интересы медийного рынка, есть интересы распространителей. Нужно эти интересы цивилизованно соединить. У города интересы очень простые – люди, которые не могут подписаться на газету из-за ее дороговизны, должны иметь возможность купить ее в киоске. Нам часто жалуются, что это невозможно, так как распространители не берут нерентабельные ежедневные общественно-политические газеты. И тогда я задаю вопрос, почему тогда все распространители платят городу аренду по коэффициенту 0,2 как социально значимый бизнес, если они не удовлетворят потребности жителей Петербурга, нуждающихся в серьезной прессе. Распространитель может отказаться торговать этими изданиями, и платить единицу. И мы скажем: «Это ваше право». <br><br>Позиция медийного рынка всем понятна – газеты устали платить за присутствие в сетях. Одна сеть требует 700, другая 1000 у.е. просто за присутствие общественно-политической газеты на прилавке. Если газета не платит, то читатель не может ее купить.<br><br>Понятно, какие проблемы у самих сетей. Они сами страдают от отсутствия этих правил. Почему они должны бегать по районным администрациям и зависеть от торговых отделов. Мы что можем быть уверены, что эти люди, сидящие в торговых отделах и привыкшие брать мзду с малого бизнеса (давайте будем называть вещи своими именами), будут объективно относиться к этим потребностям? Это первое. Второе – сети не получили от города адресную программу. Мы будем разрабатывать адресную программу. Она будет приниматься вместе с постановлением – как приложение к нему.<br><br><br><br><i>На основании чего будет разрабатываться адресная программа?</i><br><br><br><br>Кто нам сказал, что существующая сегодня адресная программа устраивает город и его жителей? Во-первых, у нас на душу населения в шесть раз меньше киосков, чем в Москве. Это нормально? Это не нормально. Второе. Мы что, уверены, что у нас равномерно – в зависимости от потребностей жителей, распределены эти киоски и торговые точки? Мы не уверены. У нас есть районы, например, Сосновая поляна, где вы пройдете 4 километра и не встретите не одной точки. А почему? Потому что сетям это не выгодно – там очень низкая плотность населения.<br><br>Ведь для того, чтобы подготовить адресную программу недостаточно сесть и спросить: ребята, что вы хотите? Мы это сделаем. Я обратилась ко всем игрокам рынка с просьбой сказать, какую долю рынка каждый из них хочет занимать. Какие виды оборудования они видят – где-то это будут павильоны, где-то киоски и так далее, да? Делайте свои предложения. Но дальше мы сами будем объезжать город и составлять его карту, на которой просто флажками будем обозначать – где есть точки и где не хватает. Таким образом, мы учтем пожелания сетей и потребности жителей. Мы будем для бизнеса открывать новые места.<br><br><br><br><i>Как вы планируете заставить сети «заинтересоваться» нерентабельными районами?</i><br><br><br><br>Когда мы адресную программу эту сделаем, я планирую выставлять на конкурс лоты для распространителей – комплексные лоты. То есть розничная сеть должна будет брать на себя и лакомые места в центре и не очень выгодные точки в отдаленных районах с низкой плотностью населения. И эти лоты будут выставляться на торги целиком. Это обязательно будут открытые торги. <br> <br> <i>Сами распространители говорят, что мест в центре уже нет…</i><br> <br> Места в центре есть. Другой вопрос какие, где и при каких условиях. Сегодня на Невском проспекте – на всех 4-х километрах действует всего шесть розничных точек. На западе плотность размещения таких киосков намного выше. Я считаю, что резерв еще есть. Посмотрите на Дворцовую площадь. Там нет ни одного журнального киоска – ни одного! <br> <br> <br> <i>Адресная программа будет предусматривать размещение лотков? Или компании специализирующиеся на них совсем потеряют свой бизнес?</i><br> <br> Потерять совсем свой бизнес они не могут. В любом случае потребность в них останется. Например, в летний сезон большие миграции населения. Нет смысла на сезон открывать стационарные точки. В это время должна развиваться такая лоточная сеть.<br> Но нужно понимать приоритеты города. Мы говорим, например, с вами о Невском проспекте. Такие магистрали, безусловно, лицо города. Наличие на нем сколоченных ящиков, рваных брезентовых палаток – наверное, это не самый лучший вариант. Тут должна быть только цивилизованная торговля.<br> Зачем нам изобретать велосипед. Посмотрите, как организована торговля в Лондоне в Париже, Милане. Это киоски с возможностью открытого доступа. С большим количеством рекламных полей, которые используются и во время работы, и, что важно, когда киоск закрыт. Таким образом, он приносит прибыль городу во все время своего существования.<br> <br> <i>То есть рекламные места на киосках будут принадлежать городу?</i><br> <br> Я не говорю, как это будет, но это тоже один из вариантов. Стоимость одного стационарного киоска варьируется от 5 до 10 тысяч у.е. Чтобы делать такие вложения и делать их масштабными, нужны деньги. Наши системы распространения не все богаты и не все имеют большие инвестиционные возможности. И один из вариантов – рассматривать киоск как, с одной стороны, городской рекламоноситель. С другой стороны, точка по продаже прессы.<br> Это большое количество рекламных возможностей. К тому же эти рекламоносители будут расположены в центре вдоль больших магистралей. Это может быть интересным проектом.<br> <br> <i>Как вы относитесь к существующему мнению, что в отличие от предыдущего руководства Комитета по печати, вы смотрите на ситуацию с точки зрения издателей, а не распространителей?</i><br> <br> Мы не защищаем ни распространителей, ни издателей. Хотя защита интересов издателей это наша прямая обязанность. Это прописано в положении о Комитете. Но для нас, прежде всего, важны интересы жителей города. А на сегодняшний день они совпадают с интересами издателей – и те, и другие недовольны существующей системой распространения.<br>