Нью-Васюки строят с нуля

Из грязи -- в князи

Из грязи -- в князи<BR> СПб. Человечество не раз бросало вызов истории, воздвигая новые города там, где ранее не было и намека на их существование. <P> С развитием цивилизации методы и цели свершения подобных трудовых подвигов менялись. История может предоставить немало примеров, когда города строились практически на пустом месте.<BR> <B>Будни великих строек</B><BR> С середины XX в. в СССР началось крупномасштабное строительство новых городов преимущественно научного или промышленного назначения. Их воздвижение велось ударными темпами.<BR> В 1935 г. комиссия еще выбирала место для комбината "Североникель" и обслуживающего его населенного пункта. Уже 20 сентября 1937 г. построенный на выбранном месте Мончегорск с населением 15 тыс. жителей обрел право называться городом.<BR> В 1958 г. Совет Министров СССР подписал Постановление "О строительстве нового города в пригородной зоне Москвы в р-не ст. Крюково Октябрьской ж.д.". Через 5 лет населенный пункт получил название Зеленоград. К этому времени в нем было построено 62 тыс. м2 жилья.<BR> Гамма-излучение<BR> Возникновение новой топографической единицы не всегда связано с освоением новых земель или развитием промышленности. В октябре 1986 г., после аварии на Чернобыльской АЭС правительственная комиссия определила место строительства Славутича -- нового города для работников станции и их семей. Первые жилые дома приняли в эксплуатацию в декабре 1987 г. Судьба Славутича отличается от судьбы других городов при АЭС. Сотрудников смертельно опасного объекта, которые после аварии получили жилье в Киеве, принудительно переселяли в экстренно построенный Славутич. Почти 90% работников отказались покидать украинскую столицу и были уволены с работы. Рождение нового города вынудило руководство АЭС нанимать новых сотрудников.<BR> Это не Рио-де-Жанейро<BR> На планете есть город, воплотивший еще более честолюбивые замыслы своих создателей.<BR> Бразилиа, в 1960 г. ставший новой столицей Бразилии, построили, "в чистом поле", а точнее -- в девственном лесу. На плане архитектора Лусио Коста город выглядел как парящая птица с размахом крыльев в 12 км. Все здания города имели ярко выраженное столичное назначение. Транспортные артерии проектировались так, чтобы застраховать горожан от кошмара любой столицы -- пробок на дорогах. Предполагалось, что Бразилиа минует судьба Рио-де-Жанейро, тонущего в трущобах. Действительно, ничего подобного в черте города нет. Трущобы окружают столицу плотным кольцом, не прорываясь сквозь ее границы. Хотя этот замысел архитекторов сегодня не совсем удался, можно уверенно сказать: создать "из ничего" рабочий поселок, научный центр или внушительную самобытную столицу человеку вполне под силу. <P> <B>есть Мнение</B><BR> Владимир Хайт, вице-президент Российской Академиии архитектуры и строительных наук (РААСН):<BR> "Традиционное понимание генеральных планов городов как всеобъемлющих проектов на 25-30 лет изменилось. Главным становится принцип зонирования территории города по преимущественно "разрешенному" функциональному использованию территории с установлением регламентов для отдельных территориальных зон в условиях конкретной градостроительной ситуации".