Продавцы стройматериалов распробовали рубль

Торговля отказывается от иностранных денег

<B>Торговля отказывается от иностранных денег</B><BR> Цены на рынке отделочных материалов изначально диктовались зарубежными валютами. С начала года ситуация стала меняться в пользу рубля. <P> Чаще всего цена на российском потребительском рынке привязывалась к у.е., которые приравнивались к USD.<BR> "Это была сложившаяся практика ведения бизнеса в России, -- говорит финансовый директор ЗАО "Лаверна" Людмила Михайлова. -- Да и для клиентов фиксация состояния взаиморасчетов в долларах США была понятна и привычна".<BR> Однако с изменением расклада сил между американскими и европейскими деньгами участники российского рынка не спешат изменять верности USD. "Пока мы не сочли целесообразным переходить на евро, -- комментирует генеральный директор ЗАО "Искрасофт" Владимир Шехтман. -- Еще все субъекты рынка работают с оглядкой на доллар. К долларам привязаны кредиты, торговые операции с поставщиками, арендные взаимоотношения". <P> "Деревянный", да не совсем...<BR> Тем не менее, внутри страны компании начинают вести торговые отношения в рублях. Сегодняшняя нестабильность и доллара США и евро подталкивает игроков к переводу расчетов на российские рубли без привязки к какой-либо из зарубежных валют. "Так как в течение 2003 г. начался процесс укрепления рубля, то при перезаключении договоров на 2004 г. все расчеты мы привязали к российскому рублю", -- говорит Людмила Михайлова.<BR> Частично на рублевые отношения перешло и ЗАО "Искрасофт". "С мая прошлого года мы начали вести оптовые продажи в рублях, -- отмечает Владимир Шехтман. -- Таким образом мы оградили наших покупателей от курсовых рисков. Почему они должны платить за курсовые скачки валют? Из всех валют российский рубль сегодня самый стабильный". <P> <B>Отечественные товары</B><BR> <B>занимают полки</B><BR> Что касается ценообразования, тут ситуация более прозрачна. Рост евро спровоцировал и рост цен на европейские товары.<BR> Но цены на строительно-отделочные материалы в 2003 г. выросли примерно на 10% относительно предыдущего года, тогда как евро за год увеличился примерно на 20%.<BR> И это понятно. В отдельных секторах рынка доля импортной продукции доходит до 50%. Большая доля импорта (особенно в таких секторах, как облицовочные материалы, напольные покрытия, сантехника) объясняется тем, что отечественная продукция не полностью соответствует современным требованиям. Тем не менее отечественная отрасль, выпускающая товары для отделки и ремонта дома (лакокрасочные материалы, стеновые панели МДФ, керамическую плитку и др.), постепенно набирает обороты. Например, за последние 3 года производство керамической плитки в России растет в среднем на 25% в год. Но при этом увеличивается и экспорт.<BR> Если в 2001 г. российский рынок только на 30% был сформирован предложением зарубежных производителей, то в 2003 г. доля импортной продукции перевалила за 50%.