Сам себе режиссер и директор Береснев

Несколько лет назад директор ООО "Центр экономики проектов" Сергей Береснев обзавелся "третьим глазом". Несмотря на то что "третий глаз" весит 600 г, топ-менеджер от него не устает, может часами не выпускать из рук, а в случае чего кладет на плечо, о

Несколько лет назад директор ООО "Центр экономики проектов" Сергей Береснев обзавелся "третьим глазом".<br><P><br>Несмотря на то что "третий глаз" весит 600 г, топ-менеджер от него не устает, может часами не выпускать из рук, а в случае чего кладет на плечо, опускает на уровень груди и держит в ожидании подходящего момента.<BR><br>"Глазу" ждать долго не приходится. Дело в том, что директор Береснев увлекается производством видеофильмов. Он сам себе режиссер, сценарист, оператор и монтажер. С помощью своего "третьего глаза", или, другими словами, видеокамеры фильмов он наснял более чем на 50 часов.<br><P><br><B>Спилберг</B><BR><br>Сергей Береснев к своему абсолютно некоммерческому производству видеофильмов требователен. Подход к каждой его видеоминуте (а иногда только на монтаж этих 60 секунд у менеджера уходят целые сутки работы) пропитан концепцией. Директор говорит, что старается делать фильмы документально-веселые. О том, как он решился определить своему видеохобби именно такой жанр, Сергей рассказывает скрупулезно, последовательно: на листах бумаги формата А4 письменно подтверждает раскрываемую устной речью кухню любительского видеопроизводства. "Самозваные режиссеры делятся на несколько видов. Одни снимают все подряд и о монтаже даже не думают: то, что отсняли, то и показывают друзьям. Другие рассматривают отснятую пленку как рабочий материал. И здесь встречается три подхода. Первый, когда делается простой монтаж, т.е. вырезается, по мнению автора, все лишнее. Второй подход предполагает использование всей мощи программ нелинейного монтажа с кучей эффектов и фильтров. У таких режиссеров люди в фильмах ходят вниз головами, титры заворачиваются как воронка. Когда я только начинал заниматься монтажом, тоже увлекался компьютерными спецэффектами. Помню, снимал фильм про любимую кошку своих знакомых. Так она у меня облетала вокруг земного шара и возвращалась на крыльцо их дачи. Все были в восторге, и я чувствовал себя почти что Стивеном Спилбергом. Потом понял, что это, конечно, творчество, но больше техническое. И времени на все эти спецэффекты тратится очень много, а ты все равно не Спилберг. Поэтому я выбрал для себя другой подход. Стараюсь снимать все подряд, а потом неинтересные, на первый взгляд, факты поворачиваю и подаю под таким углом, что они становятся интересными. Накладываю музыку, стараюсь неизвестную, чтобы не отвлекала от сюжета. Если сцена получается не очень веселой, можно компенсировать комментарием. Для себя я раз и навсегда уяснил главное: камеру надо стараться всегда носить с собой. Помню, как-то раз летом поехали за город купаться. Друзья мне советовали взять камеру с собой, а я решил, что за несколько часов ничего интересного не произойдет. Камеру не взял. Прибыли мы на место. Переходим лесной ручей, а по ручью плывут два рака и дерутся за лягушку. Большой рак побеждает -- лягушку утягивает к себе, а маленький чувствует, что проигрывает, и старается побольше откусить от "предмета спора". Я от досады, что не взял с собой камеру, не знал, что делать", -- вспоминает Сергей.<br><P><br><B>Испанец</B><BR><br>Идеи для своих будущих фильмов Сергей приносит из путешествий, как дальних, так и ближних. "В этом году нам с приятелем стало грустно, мы сели в машину и поехали в Венецию: туда трое суток и обратно столько же. Появился фильм с рабочим названием "Петербург -- не Венеция". Это фильм-отрицание даже попыток сравнения Петербурга с Венецией. С моей точки зрения, Венеция -- это классный маркетинговый проект, хорошо раскрученное место. Если два-три памятника поместить на улицу Псковскую, залить ее грязной водой по первые этажи и оставить на год, получится почти что Венеция. После посещения Венеции, когда выходишь на Дворцовую площадь, понимаешь, что Северная Венеция -- это очень много чести итальянской Венеции. Есть фильм, посвященный Ладоге. Ладожские шхеры -- это одно из немногих мест, где еще можно спрятаться от людей. Здесь фантастические пейзажи и такие же птицы: часа в 4 утра они просыпаются, начинают ворочаться, чего-то бурчать, наверное, какие-то вопросы по хозяйству решают, мол, давай вставай уже -- иди за червяками.<BR> Есть фильм, который сделан на основе поездки в Барселону. Назвал я его "Испанские кошмары". Дело в том, что, когда на одном из курортов этого города выходишь вечером погулять, вдруг обнаруживаешь, что ты на что-то наступил, начинаешь внимательно смотреть и замечаешь много приезжих с собаками -- они гуляют по узким мощеным тротуарам вашего курортного местечка. Бегают собаки и по пляжу, на который вы ходите загорать. Но, прежде чем на пляж приходят отдыхающие, туда приезжает трактор и перекапывает "золотые пески". А когда в городе неожиданно меняется ветер, вы понимаете, что на улицу выйти невозможно, потому что нечем дышать. Внимательно слушая экскурсовода, вы узнаете, что в окрестностях находятся три нефтеперерабатывающих завода и ваш отдых зависит только от розы ветров на сегодняшний день", -- рассказывает Сергей. <P> <B>Философ</B><BR> Сергей не только делает фильмы, но и делает из фильмов другие фильмы. "Например, после путешествия по Европе появился не только фильм-путешествие, но и родилась идея сделать ролик про Швецию. Для меня эта страна осталась неразгаданной. Дело в том, что шведы очень любят размещать скульптуры голых мальчиков и девочек. И даже в маленьком шведском городке обязательно где-нибудь стоит такое произведение искусства. Из этой же поездки по Европе появилась идея сделать фильм про туалеты. Например, в Дании есть замок Гамлета, а в качестве достопримечательности в нем выставлен туалет. Я сначала не мог понять, что это такое, потом выяснилось -- королевский писсуар. Это были красиво оформленные желоба, которые служили элементом декора. Выставлялись они на крепостную стену сливом наружу, раструбом внутрь, и получалось, что содержимое королевских писсуаров по дворцовым стенам "перебиралось" из замка наружу.<BR> А после Испании появились не только "Испанские кошмары", но и небольшой философский ролик. Рядом с нами жила французская семья. Утром отец этого семейства строил на побережье из мокрого песка замок, очень красивый. Пока он возводил замок, набегала волна и подмывала его. Замок оседал, а француз не переставал его строить. И так целый день, до вечера. На следующее утро он опять приходил на пляж и опять строил замок, но уже другой. Каждый раз у него появлялся новый повод для фантазий. Для меня этот мужчина и то, что и как он делал, -- образ, как нужно вести свой бизнес. Надо философски относиться к потерям, потому что любая потеря -- это возможность встретиться с чем-то новым", -- считает директор Береснев. <P> "Самозванец"<BR> Сергей Береснев взял видеокамеру в руки недолго думая над тем, надо ли ему это. Как говорит он сам, просто в один прекрасный момент захотелось. Было это в 1996 г. С тех пор утекло много воды. "Раньше я просто подключал камеру к телевизору, сажал гостей и заставлял их часа два смотреть свои "творения", изредка перематывая и говоря: "ну, вот это ерунда", "ну, это смотреть не стоит". В общем, издевался над их вежливостью. Сам посмотрел на все то, что отснял, и стал стыдиться своей работы. Я понял, что сделать фильм и побегать с камерой -- разные вещи", -- объясняет Сергей Береснев.