Спрос на дешевые мобильники провоцирует их дефицит

И заставляет производителей пересматривать структуру поставок

<B>И заставляет производителей пересматривать структуру поставок</B><BR> С увеличением абонентской сети сотовой связи растут и продажи сотовых телефонов. Но чуть меньшими темпами. <P> По данным компании J'son & Partners, в 2003 г. количество пользователей сотовой связи в России увеличилось более чем в 2 раза -- с 17,8 млн человек до 36,45 млн. Почти в 2 раза увеличились и продажи сотовых телефонов. Согласно исследованию компании Mobile Research Group, с учетом серого рынка в России продано 15,1 млн мобильников.<BR> По мнению аналитиков, в 2004 г. и рынок предоставления услуг сотовой связи, и рынок мобильных телефонов снизят темпы развития примерно в 2 раза относительно 2003 г. (см. врезку).<BR> Разница между количеством подключившихся и купивших новую трубку, скорее всего, свидетельствует о ярко проявившемся в последний год факте перетекания абонентов от одного оператора к другому. Точных цифр, иллюстрирующих это явление, нет ни у операторов сотовой связи, ни у исследовательских компаний. <P> <B>Спрос обогнал предложение</B><BR> В конце 2003 г., когда покупательская активность на сотовые телефоны традиционно возрастает, продавцы снизили объемы продаж. Причина в нехватке наиболее востребованных рынком моделей телефонов. Дело в том, что компании-производители недооценили развитие российского рынка и оказались не готовы к возникшему спросу. Согласно данным Mobile Research Group, в IV квартале 2003 г. поставки мобильников в Россию снизились на 11,5% относительно предыдущего квартала. Например, компания Sony Ericsson в последние 3 месяца прошлого года сократила экспорт своих телефонов в Россию в 5,5 раз (см. табл.). При этом наиболее популярная модель Т610 практически отсутствовала на рынке, а основную часть поставок занимал аппарат Т100, не столь востребованный на рынке. Компания Samsung также не справилась со спросом на модель среднего класса С100. <P> Прогнозы аналитиков на 2004 г.<BR> Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group:<BR> "Темпы роста продаж мобильных телефонов на российском рынке замедлились в 2 раза. По оптимистическим прогнозам, в 2004 г. будет продано 21,5 млн аппаратов. Основные поставки начнутся с середины февраля. К марту рынок насытится. Именно в этот момент возможны первые признаки затоваривания, и все будет зависеть от того, как сыграют на рынке основные игроки. В 2004 г. на российском рынке мобильных телефонов продолжится борьба за первое место, фаворитом на котором выступает компания Motorola, имеющая больший потенциал для роста. Для Nokia серьезную угрозу также представляет компания Samsung, работающая в тех же сегментах. В 2004 г. корейская компания может претендовать на второе место по объемам поставок телефонов на российский рынок и на первое место по выручке".<BR> Оксана Панкратова, аналитик компании J'son & Partners:<BR> "В 2004 г. российский рынок сотовой связи несколько замедлит темпы развития. В 2003 г. количество абонентов выросло на 102% относительно 2002 г. -- до 36,45 млн человек (против 18,03 млн). В этом году мы прогнозируем увеличение абонентской базы примерно на 50% к уровню 2003 г. К концу 2004 г. сотовой связью будет пользоваться более 55 млн человек".