Крепкий рубль подрывает положение отечественных автозаводов

Российские производители будут хлопотать о повышении пошлин уже на новые иномарки

<B>Российские производители будут хлопотать о повышении пошлин уже на новые иномарки</B><BR> Динамика рубля на валютном рынке воодушевляет поставщиков иномарок и портит настроение отечественным производителям. <P> Падение цен на новые иномарки пропорционально снижению доллара ведет к сокращению ценового разрыва между российскими и иностранными автомобилями. Тем более что отечественные авто только дорожают. Так "Жигули" за прошлый год прибавили в цене 12%, "Волги" -- 6%. За то же время иномарки в долларовом эквиваленте подешевели на 8%.<BR> Введенные год назад Правительством РФ запретительные пошлины на импорт авто старше 7 лет привели к сокращению их ввоза. По данным Фонда информационных технологий, он упал на 52% по сравнению с 2002 г. (см. табл.). Однако российские автозаводы почти ничего не выиграли от этого. <P> <B>Вопреки ожиданиям наших</B><BR> Снижение цен на новые иномарки и сокращение предложения старых транспортных средств вызвали смещение спроса в сторону новых иностранных автомобилей.<BR> Вопреки ожиданиям увеличение пошлин на иномарки с пробегом не привело к росту спроса на отечественные автомобили. Ни один из гигантов росавтопрома (ОАО "ГАЗ", ОАО "АвтоВАЗ") не смог существенно нарастить производство в 2003 г. по сравнению с предыдущим годом. Зато сборщики иномарок только успевали подвозить комплектующие. За прошлый год они подняли производство в 5 раз, до 55 тыс. штук.<BR> Если к этому прибавить 187 тыс. ввезенных в страну новых автомобилей (на 60% больше, чем в 2002 г.), то получится, что иностранные компании заняли около 1/3 первичного рынка в России. <P> Душу греют планы, а руки -- действия<BR> Такая динамика спроса воодушевляет иностранных производителей. Особенно в период стагнации европейского и американского рынков.<BR> О планах начать в России сборку авто заговорили не только европейские и американские компании, но и японские, например Toyota Motors Corporation. В этом году она впервые по объемам продаж вышла на первое место в России. Оставив позади даже Daewoo.<BR> Правда, Toyota придет в страну, когда здесь будет продаваться 50 тыс. автомобилей этой компании. Преодолеть этот барьер она сможет уже в следующем году при существующих темпах роста продаж -- 300% в год.<BR> General Motors собирается наладить в России выпуск Chevrolet Viva. Это прототип недорогого и популярного Opel Astra. <P> Евро не помогает -- увеличим пошлины<BR> Доллар не обещает прекращать падать, а доходы россиян расти. И это будет только стимулировать импорт автомобилей и угнетать отечественное производство.<BR> Автозаводы снова обратятся в Правительство РФ с просьбой поднять ввозные таможенные пошлины, но уже на новые машины.<BR> Правительство, скорее всего, согласится сделать это, если не с 2005 г., то с 2006-го. К этому времени внутренний рынок достигнет таких количественных и качественных характеристик, что иностранным производителям будет выгодно размещать здесь сборочные заводы. А чтоб они меньше сомневались и быстрее действовали, правительство повысит пошлины. И таким образом защитит не столько отсталый росавтопром, сколько инвестиции в автомобильную промышленность России.<BR> И тогда количество ввезенных в Россию иномарок не будет превышать более чем в 3 раза количество иномарок, собранных внутри ее.