Фармацевтам придется раскошелиться

Владельцев аптек поставили перед выбором: инвестировать средства в переоборудование торговых помещений или уйти с рынка.

Владельцев аптек поставили перед выбором: инвестировать средства в переоборудование торговых помещений или уйти с рынка. <P> Неожиданным и неприятным новогодним "сюрпризом" для многих фармацевтов -- владельцев и руководителей аптечных предприятий -- стал приказ Министерства здравоохранения России, аннулирующий введенные осенью 2003 г. изменения в правила розничной торговли лекарствами.<BR> Недовольство новым стандартом вызывали в первую очередь требования, регламентирующие минимальные площади аптечных предприятий (аптек, аптечных пунктов, киосков и магазинов), и жесткие требования к площадям вспомогательных помещений (кабинетам руководителя, гардеробам и уборным). <P> <B>Крупные</B><BR> <B>не пострадают</B><BR> Учитывая, что нормативы, изложенные в правилах розничной торговли, применяются в качестве обязательных при получении лицензий на фармацевтическую деятельность. Таким образом, владельцы и руководители множества аптек оказались перед выбором: либо вкладывать немалые средства в переоборудование своих предприятий, либо уходить с рынка.<BR> По мнению участников рынка, жесткие требования к площадям аптечных учреждений и их регламентация по назначению каждой комнаты имеют отдаленное отношение к обеспечению качества и безопасности реализуемых населению лекарственных средств. В то же время в тексте стандарта начисто отсутствует порядок изъятия лекарственных средств, "субстандартность" которых выявлена уже после приемки товара от поставщика (например, по письму Минздрава с указанием забракованной серии препарата, уже поступившей в реализацию).<BR> Крупные аптечные сети, однако, не пострадают от ввода новых нормативов: как правило, их площади более чем достаточны для соблюдения условий стандарта. <P> <B>Отдаленное</B><BR> <B>приближение</B><BR> Кроме перемен национального масштаба после Нового года произошли и локальные перемены, касающиеся только петербургского рынка.<BR> Городская администрация занялась реформированием системы обеспечения лекарствами льготных категорий населения. История вопроса достаточно давняя. Кратко суть нововведений состоит в следующем: изменение системы закупок льготных лекарств (открытый конкурс, препараты закупаются не ежемесячно, а сразу на полгода) и реформа распределения льготных лекарств за счет увеличения их доступности потребителям и введения персонифицированного учета всех петербуржцев, имеющих право на льготные лекарства. <P> <B>Городу аптек мало</B><BR> Увеличения доступности льготных лекарств потребителям городские власти намерены достигнуть за счет "приближения" мест отпуска льготных лекарств к местам выписки рецептов на них -- к поликлиникам.<BR> Отпуском льготных лекарств сейчас в Петербурге заняты 76 аптечных предприятий государственной и негосударственной форм собственности. По подсчетам администрации города, таких точек должно быть около 100. Оптимальным вариантом было бы открытие аптечных пунктов при каждой поликлинике, однако при ближайшем рассмотрении цена вопроса оказывается немалой, поскольку такой вариант связан с затратами на оборудование новых и уже существующих аптечных пунктов в соответствии с вновь утвержденными правилами розничной торговли (минимальная площадь пункта -- 20 м2). Другой вариант приближения лекарственного обеспечения к поликлиникам -- отпуск льготных препаратов через действующие аптеки, расположенные поблизости. <P> <B>Специфика учета</B><BR> Отсутствие четкого учета и контроля отпуска льготных лекарств стало важной проблемой, решить которую городская администрация намерена в ближайшее время. Иначе реформа системы городских закупок и распределения льготных лекарств теряет смысл. Потребитель не сможет их получить.<BR> Учет потребности и расходования льготных лекарств имеет явно выраженную специфику, связанную, с одной стороны, с особенностями лекарств как товарной категории (взаимодействие их между собой, взаимозаменяемость, эффективная терапевтическая доза и др.), а с другой -- с особенностями процесса лечения пациента. Если же построение системы персонифицированного учета будет сведено к созданию и поддержке базы данных складского типа, без учета основных элементов клинической фармакологии и фармакоэкономики, то высока вероятность того, что через год снова встанет проблема нецелевого расходования бюджетных средств. <P> Владимир Кириллов,<BR> генеральный директор ООО "ФАРМиндекс"