12:5916 января 200412:59
125просмотров
12:5916 января 2004
Иногда в природе встречаются вещи совершенно необъяснимые. В бизнесе, впрочем, тоже. Один из подобных парадоксов - строительство гольф-клубов на территории Петербурга.
Иногда в природе встречаются вещи совершенно необъяснимые. В бизнесе, впрочем, тоже. Один из подобных парадоксов -- строительство гольф-клубов на территории Петербурга.<br><P><br>Вы когда-нибудь видели в окрестностях Северной столицы живого игрока в гольф? Ну ладно, одного может быть видели, а в количестве более трех? Для справки, всего в Петербурге более-менее активно бьют железными клюшками по маленьким шарикам примерно 80 человек. В то же время в Петербурге на сегодняшний день уже существует пять в той или иной степени разработанных проектов гольф-клубов. Общие вложения в петербургский гольф, по данным самих клубов, находятся на уровне $10 млн. Волей-неволей создается впечатление, что делать бизнес на гольфе -- примерно то же самое, что продавать в Африке валенки или импортировать в Антарктиду лед для коктейлей.<br><P><br><B>Американская мечта</B><BR><br>Энтузиасты гольфа любят приводить в пример Америку. Действительно, в США, по официальным данным, 15.700 полей для гольфа и 24 млн 740 тыс. игроков. Но за океаном также обожают бейсбол и американский футбол, а вот к футболу обычному они почему-то холодны. Впрочем, бизнесмены рассчитывают не только на грядущую гольф-лихорадку. Говорят, что в гольф играют преимущественно бизнесмены. И говорят так не только потому, что гольф не самый дешевый вид спорта, а потому что вроде как на гольф-полях бизнесмены вершат свои профессиональные дела. "Гольф-клуб -- место делового общения: по статистике, 90% сделок обсуждается на гольф-поле. Гольф отвлекает от всего ненужного, есть время все хорошо обдумать. Любопытно, что очень много членов мировых гольф-клубов, приблизительно 30-40%, вообще не играют в гольф, для них состоять в клубе -- это имидж и деловое общение, ведь каждый гольф-клуб дает обязательства, что никто не будет вас подслушивать, а фото- и видеосъемка без вашего на то разрешения запрещена. Публиковалась информация, что в 2002 г. на полях московского гольф-клуба в Нахабино было заключено сделок на $700 млн. Я думаю, что эта сумма значительно занижена", -- считает директор по развитию ЗАО "Питер-гольф" Лев Соколов. Однако директор по гольфу ЗАО "Гольф-клуб "Дюны" Сергей Баранчуков, пока еще единственный в Петербурге гольф-менеджер, не может согласиться с тем, что клюшка-воздух-солнце-песок, располагают к деловым беседам. "Может, на Западе оно и так, но в своем клубе с подобным опытом я не сталкивался. У меня даже, можно сказать, наоборот: некоторые приобрели членство, а появляться в гольф-клубе не появляются", -- недоумевает Сергей.<br><P><br><B>Я и император</B><BR><br>Методы для привлечения клиентов к своему гольф-клубу каждый выбирает полагаясь на личное восприятие спорта. Одни для этого используют атрибуты истории, как, например, гольф-клубы "Императорский Бельведер", "Михайловка", "Царскосельский". Говорят, этому спорту крайне необходим не только соответствующий антураж игроков, но и такое же место действа. Высокие деревья, много озер, старинное здание, в общем, все по-джентльменски. Поэтому неслучайно ЗАО "Питер-гольф" выбрало Луговой парк, известный своими императорскими "следами", принадлежавшими Николаю I, -- дворцом Бельведером.<BR><br>У Льва Соколова идея построить гольф-клуб родилась еще в 1991 г. Тогда объектом для ее реализации был выбран Константиновский дворец. Все шло хорошо: был найден зарубежный инвестор и назначена встреча с ним Анатолием Собчаком на 27 августа. Но прежде чем наступило 27 августа 1991 г., случилось 19 августа. Мэр уехал в Москву, а инвестор побоялся приехать в Россию.<BR><br>Господин Соколов не пал духом и уже в скором времени изучил близлежащую территорию, понял, что она плодоносна императорским прошлым, выбрал Луговой парк общей площадью 250 га и возвышающийся на его Бабигонском холме Бельведер, нашел Алексея Рыбина, специализирующегося на сделках с недвижимостью и компьютерном бизнесе, -- дело пошло. По словам бизнесменов, в проект уже вложено $5-6 млн, в ближайшей перспективе планируется эту сумму удвоить. На гольф-поле (без учета гольф-деревни) "Михайловка" инвесторы собираются истратить еще больше 15 млн евро.
<P>
<B>Проба пера</B><BR>
Первое тренировочное гольф-поле Петербурга заработало в 1996-м в Дюнах. Через 2 года здесь же к нему присоединилось шесть коротких лунок, еще через 2 года -- три лунки. Гольф-клуб "Дюны" до сих пор остается единственным. За 7 лет своего существования членов он собрал не так-то уж и много -- около восьми десятков. При этом любой гольф-клуб существует и приносит прибыль за счет членских взносов, среди которых различают вступительные, от $5 тыс. до $100 тыс., и годовые -- в среднем 10% от вступительного взноса.<BR>
Сергей Баранчуков считает, что увлечь петербуржцев гольфом настолько, чтобы они стали членами клуба, -- задача архисложная, а на туристов не очень-то можно рассчитывать. "Я уже достаточно давно занимаюсь бизнесом гольфа и вижу реальную ситуацию. Привлечь к этому спорту людей непросто. Петербуржцы плохо с ним знакомы, а для туристов Петербург вряд ли может стать интересным как город, в котором можно играть в гольф. Все дело в климатических условиях, ведь играть в гольф с комфортом можно только с июня по август. К тому же у иностранцев есть богатая альтернатива -- в мире рынок гольфа представлен широко", -- объясняет Сергей.
<P>
<B>Марш энтузиастов</B><BR>
Однако недостаток реальных клиентов в Петербурге нисколько не пугает строителей новых гольф-клубов. На самый частый вопрос, а как же окупать проект за неимением достаточных для этого источников, отвечают, что самая пора эти самые источники в Петербурге открывать. Каждый клуб рассчитывает на 500-1000 членов. "Я понимаю, что открывать гольф-клуб -- рискованное дело.<BR>
Да, в Петербурге мало игроков в гольф, но это только из-за того, что мы плохо знакомы с этой игрой, ведь играть, по большому счету, негде. Но я уверен, что ситуация изменится. Наши деловые люди должны осознать, что гольф -- особый вид спорта, его даже спортом-то не назовешь. У меня много знакомых и деловых партнеров за рубежом, которые играют в гольф. Этот спорт для бизнесменов: 90% состоятельных людей в мире играют в него. Поэтому я подумал, что пора бы и нам уже приобщаться к гольфу. Тем более, что в городе много предприятий с иностранным капиталом, в которых топ-менеджеры -- иностранцы, им надо играть, и запросы от них поступают. Я считаю, что в Петербурге не меньше 1000 человек -- наши потенциальные клиенты. И думаю, что уже лет через 5-6 мы полностью окупим наш проект", -- считает генеральный директор ЗАО "Питер-гольф" и инвестор гольф-клуба "Императорский Бельведер" Алексей Рыбин.<BR>
Кстати, сам топ-менеджер отличить хоккейную клюшку от клюшки для гольфа, конечно, может, а вот играть по-серьезному в продвигаемый им спорт пока не играл. Говорит, все по тем же причинам -- негде научиться.