00:0017 декабря 200300:00
8просмотров
00:0017 декабря 2003
После новогодних праздников у петербуржцев есть шансы остаться в грудах мусора. Вывезти его будет некуда. Крупнейший в Петербурге завод -- ЗАО "Опытный завод "МПБО", перерабатывающий 90% твердых бытовых отходов города, -- может с 1 января 2004 г. прекрати
<BR><BR>После новогодних праздников у петербуржцев есть шансы остаться в грудах мусора. Вывезти его будет некуда. Крупнейший в Петербурге завод -- ЗАО "Опытный завод "МПБО", перерабатывающий 90% твердых бытовых отходов города, -- может с 1 января 2004 г. прекратить свою деятельность.<BR><BR>"Вдруг возникла проблема с лицензией, причем не на новый вид деятельности, а на то, чем мы занимаемся уже более 30 лет. На днях Комитет по содержанию жилищного фонда администрации Петербурга подготовит госконтракт на переработку мусора в следующем году, но заключить с нами его не сможет, потому что Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не дает заводу лицензию. И в новогоднюю ночь 15.000 м3 останется в городе. А если мы его примем, то после Нового года прокуратура нас оштрафует за то, что мы работаем без лицензии", -- объясняет Михаил Федашко, первый заместитель генерального директора ЗАО "Опытный завод "МПБО".<BR>В Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Петербургу и Ленобласти комментировать ситуацию отказались.<BR>"Утешает только то, что 12 декабря на завод приехала комиссия в составе вице-губернатора Олега Виролайнена и председателя Комитета по содержанию жилищного фонда Марии Щербаковой. Положение дел на предприятии им понравилось. И они обещали оказать содействие в решении основных проблем, а именно: оформить долгосрочные арендные отношения завода с администрацией города на имущественный комплекс и земельные участки; гарантировать объемы поставляемых на переработку отходов, обеспечивающих загрузку производства и возврат привлекаемых для реконструкции и расширения производства кредитов; согласовать заводу экономически обоснованные тарифы на размещение и переработку бытовых отходов, -- объясняет Юрий Лихачев, генеральный директор ЗАО "Опытный завод "МПБО". -- На самом деле эти проблемы касаются не только завода, но и всей мусороперерабатывающей отрасли Петербурга".<BR><BR><B>Слабое место</B><BR>Именно из-за тарифной политики городской администрации мусорная проблема возникает вновь. И она не только не решается, а становится все более запутанной.<BR>А путается все в мусорных потоках. Весь мусор делится на два вида: коммерческий и некоммерческий (бытовой). Первый создается предприятиями и утилизируется за их счет. Второй образуют горожане и оплачивают его вывоз, а переработку оплачивает городской бюджет.<BR><BR><B>Теневой и легальный</B><BR><B>доходы</B><BR>И в структуре доходов мусороперерабатывающих заводов доход от 30% коммерческого мусора достигал отметки в 60% совокупного дохода. Так было до 2001 г. А в 2001 г. председатель Комитета по содержанию жилищного фонда администрации СПб выпустил приказ №112. После этого фирмы начали заключать договоры на сбор, вывоз и переработку отходов с лицензированными перевозчикам.<BR>То есть фирмы, образующие мусор, начали платить деньги и за вывоз и за переработку перевозчикам. Перевозчики, поставляющие на заводы бытовой и коммерческий мусор, смешивают его и сдают весь как бытовой. Это и понятно: переработка бытового стоит дешевле и сэкономленные деньги становятся прибылью автотранспортного предприятия.<BR>Объем бытового мусора, поставляемого на заводы, начал стремительно расти, а коммерческого -- падать. Если до 2001 г. на заводы от населения приходило в год 3,6 млн м3 ТБО, то в 2002 г. этот объем преодолел отметку в 5,5 млн м3.<BR>Помимо теневого дохода у перевозчиков растут и легальные доходы. Так, в 2004 г. перевозчики получат 460 млн рублей от населения, и еще 300 млн рублей заложено в городском бюджете. В то же время на переработку мусора в бюджете 2004 г. заложено 160 млн рублей. На 5 млн больше, чем в уходящем году.<BR>Заводы не сомневаются, что этих денег не хватит. Во-первых, потому что в следующем году увеличивается норматив отходов с 1 м3 в год на человека до 1,47 м3. А во-вторых, 155 млн рублей, выделенных в 2003 г., закончились к сентябрю. Правда, в этом году администрация города собирается погасить долги перед заводами до конца года. Также есть шансы, что в 2004 г. переработчики мусора смогут заработать больше денег, чем в прошлом. "До 16 января будет произведена проверка обоснования себестоимости переработки и размещения отходов на ЗАО "Опытный завод "МПБО" и ГУП "МПБО-2". На основании полученных данных будут установлены тарифы. Коммерческих тарифов с 01.01.2004 г. быть не должно", -- говорит Александр Агуренков, руководитель службы по обращению с бытовыми отходами Комитета по содержанию жилищного фонда администрации СПб.<BR><BR><B>Заводов надо больше</B><BR>Как только тарифы сравняются, у перевозчиков исчезнет возможность зарабатывать на разнице коммерческого и бытового мусора. Правда, пока не ясно, подорожает переработка и размещение на полигонах бытового мусора или подешевеет коммерческий.<BR>По логике вещей, ни того, ни другого произойти не может. Чтобы поднять плату за переработку и размещение бытовых отходов до уровня коммерческих, придется увеличить расходы городского бюджета в 4 раза -- до 640 млн рублей в год.<BR>Снизить стоимость переработки коммерческого мусора тоже вряд ли возможно. Это сделает утилизацию отходов абсолютно неинтересным занятием. И в городе не только не появится новых заводов -- и старых не останется.<BR>А мощностей по переработке мусора уже сейчас не хватает. Ежегодно горожане переводят сотни тысяч тонн добра в 6,9 млн м3 бытовых отходов. Еще 2,5-3 млн м3 отходов производят предприятия. Мощности двух заводов позволяют переработать около 20% мусора. Оставшаяся часть отправляется на полигоны и свалки, в том числе несанкционированные.<BR><BR><B>Мнения</B><BR>Александр Агуренков,<BR>руководитель службы по обращению с бытовыми отходами Комитета по содержанию жилищного фонда администрации Петербурга:<BR>"Имущество передано ЗАО "Опытный завод "МПБО" на условии реконструкции производственных мощностей к 1 апреля 2002 г.<BR>Чтобы не прерывать процесс обращения с отходами в период реконструкции, заводу были также переданы три полигона, каждый из которых может принимать более 2,5 млн м3 в год.<BR>Таким образом, на мусорном рынке Петербурга возник монополист, способный размещать и обезвреживать 90% твердых бытовых отходов. Альтернативных мест для размещения и обезвреживания отходов в Санкт-Петербурге нет.<BR>Обслуживание полигонов (разравнивание мусора, чистка сточных вод, содержание подъездных путей, укрытие мусора грунтом) завод передал третьим лицам. Подрядчики просят немалые деньги. И большая часть денег от полигонов идет не на завод, а на оплату работ подрядчиков. То есть на реконструкцию средств не остается. Основное производственное оборудование сильно изношено и требует немедленной реконструкции. Инициативу проверить деятельность завода проявила Валентина Матвиенко, губернатор Петербурга. Она подняла вопрос о том, как долго частные структуры будут использовать городское имущество в личных целях, а не во благо города".<BR><BR>Михаил Федашко,<BR>первый заместитель генерального директора ЗАО "Опытный завод "МПБО":<BR>"Еще в 1997 г. городская администрация провела конкурс на выбор базовой технологии реконструкции завода. Тендер выиграли чешская фирма Transporta и петербургское АО "Гипрохим". Одновременно с этим город искал инвесторов. Нашли чешский банк. Он готов был предоставить кредит на 13-15 лет под 6% годовых. Городская администрация выступала гарантом по проекту, а проект включили в соглашение о международном сотрудничестве между Россией и Чешской Республикой.<BR>В 1998 г. были проведены необходимые экспертизы для составления бизнес-плана и получения кредита. До получения кредита оставались считанные дни. Но случился дефолт, и рубль девальвировал. Тариф, заложенный в бизнес-плане, -- $2 за м3 превратился в $0,5. Это резко увеличивало срок окупаемости проекта.<BR>Чешские инвесторы не отказывались финансировать проект, но они хотели от нас трех гарантий. Первая: на период возврата инвестиций город обеспечит загрузку мощностей завода. Ведь 70% перерабатываемого на заводе мусора -- это отходы населения, и переработка их оплачивается из городского бюджета. Вторая: инвесторы хотели видеть базовые экономически обоснованные тарифы на переработку и понимать, как они будут индексироваться. И третья: инвесторы просили продлить срок аренды городского имущества, так как большая часть имущественного комплекса завода находится в собственности города. Срок ее аренды заканчивается в 2007 г., а срок окупаемости инвестиций рассчитан на 15 лет.<BR>Ни по одному из пунктов администрация города навстречу не пошла. Рублевый эквивалент тарифа город впервые после 1997 г. пересмотрел в 2002 г. И поэтому полностью реконструировать завод так и не удалось".<BR>