16:5716 декабря 200316:57
7просмотров
16:5716 декабря 2003
В ходе реформы местного самоуправления в Ленинградской области вместо 29 муниципальных образований будет образовано около 250-300 муниципалитетов.
В ходе реформы местного самоуправления в Ленинградской области вместо 29 муниципальных образований будет образовано около 250-300 муниципалитетов. О проблемах реформирования МСУ рассказывает вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. <br><br>- По оценкам правительства, в Ленинградской области может быть организовано около 20 МО первого уровня и около 300 МО второго уровня. С одной стороны, это хорошо, потому что многие муниципальные службы будут находиться ближе к жителям, то есть уровень муниципалитетов будет опущен до уровня каждого населенного пункта. С другой стороны, как показал семилетний опыт существования местного самоуправления в Ленинградской области, да и во всей России, процесс становления органов МСУ - непростой, и, конечно же, таким же сложным он будет и при переходе от одной системы к другой.<br><br><br><br>- <i>По каким критериям будут определяться границы будущих муниципалитетов Ленинградской области?</i><br><br><br><br>- Муниципальные образования второго уровня будут формироваться, исходя из соблюдения одного непременного условия: дорога пешком от границы муниципалитета до его центра и обратно, не должна превышать по времени рабочий день. В муниципалитетах первого уровня соблюдается тот же принцип с поправкой передвижения на транспорте. Однако в федеральном законодательстве пока не прописано, что такое пешая и транспортная доступность.<br><br>В изменениях в границах МО есть положительные стороны. Достаточно сложно по любой мелочи, за какой-то справкой, ездить за 90 км из Вознесенья в Подпорожье. Будет проще, если такой пункт выдачи справок будет находится в Вознесенье. С другой стороны, плохо, что придется нарушить с большим трудом налаженные связи, систему управления. Поэтому на первых порах проведения реформы я ожидаю больше проблем, чем позитивных результатов. <br><br><br><br>- <i>Как отразится реформирование на экономическом развитии Ленобласти? </i><br><br><br><br>- Изменения будут весьма болезненными. Мы должны очень ответственно подойти к формированию границ муниципальных образований. Нужно решить задачу таким образом, чтобы налоговый потенциал, экономическая база в каждом муниципальном образовании хотя бы примерно соответствовала затратам, которые необходимо будет выделить в этом МО на социальную сферу, чтобы было из чего платить зарплату, чтобы нормально функционировал городской транспорт, ЖКХ. <br><br>По-видимому, здесь следует ожидать появления определенных трудностей. Уровень развития Ленинградской области очень неоднороден. Неоднородность проявляется во всем - к пример, в количестве населения. Есть муниципалитеты, где живет 6 тысяч человек, есть и такие, где - около 200 тысяч. Существуют отличия и по уровню урбанизации. У нас есть муниципальные образования со 100-процентным сельским или городским населением. Есть и города-муниципалитеты, и целые районы. Существуют различия между муниципалитетами и по такому показателю, как уровень бюджетной обеспеченности. Хорошо, когда в МО есть свой КИНЕФ. Но ведь останутся и такие образования, где не будет никакой налогооблагаемой базы, они будут на 100% дотироваться из областного бюджета. Наша задача на ближайшие 5 лет - обеспечить такое развитие экономики, чтобы переход к новой системе местного самоуправления стал бы наименее болезненным для и всей социально-экономической системы региона.<br><br>Мы стараемся постепенно уходить от того, чтобы во главу угла ставить высокие темпы экономического роста. Основной целью будет повышение уровня стабильности во всех муниципальных образованиях, а не в целом по области. Мы будем стремиться к одинаковому, равномерному экономическому и социальному развитию всех территорий, а это непросто. Сегодня мы даже не знаем, сколько налогов собирается в разрезе населенных пунктов и предприятий, нет соответствующей базы - информация существует только по районам.<br><br><br><br>- <i>Что еще изменится с введением новой системы МСУ? </i><br><br><br><br>- Поменяется все. Была одна больница, обслуживавшая одно МО - Тихвинский район. Теперь на месте этого района будет, условно говоря, 15 новых муниципалитетов. Должна возникнуть и более широкая система по обеспечению каждого образования медицинскими услугами. Сегодня глава Гатчинского района находится в Гатчине и оттуда обозревает весь район, который даже при желании не объехать за один день. <br>
Нереально в сжатые сроки создать 300 бюджетообразующих предприятий для будущих муниципалитетов. Поэтому приоритетным направлением экономического курса будет оказание содействия развитию малого бизнеса. Чем больше появится фирм в муниципалитетах, тем лучше. Надо, чтобы уже через три-четыре года появилась отдача от их деятельности. <br>
<br>
- <i>Какие отрицательные моменты предстоящей реформы вы можете назвать? </i><br>
<br>
Прежде всего, отсутствие в России опыта и традиций функционирования местного самоуправления. Одной из серьезных проблем является диспропорция в развитии отдельных территорий, разрыв между богатыми и бедными категориями граждан.. Региональные власти будут помогать людям с низкими доходами, делая более доступными качественные услуги и в здравоохранении и в сфере транспорта и культуры и образования. В активную фазу переходит реализация совместного проекта с Великобританией, который так и называется "Преодоление бедности в регионах РФ". Три региона попали в число пилотных, в том числе и Ленобласть.<br>
Кроме того, в федеральном законодательстве недостаточно четко прописано разграничение муниципальной собственности. Еще одной проблемой является крайне низкий уровень подготовки муниципальных служащих. Настоящих квалифицированных специалистов - не более 10-20%. А с увеличением числа муниципалитетов неизбежно возрастет и количество чиновников муниципального управления. Увеличатся затраты на содержание контор, транспортные, канцелярские расходы. Нет гарантии, что та редакция закона, которая сейчас вступает в силу, является золотой серединой и находится в балансе между сложностями и затратами и тем плюсом, который будет получен от развития системы местного самоуправления. <br>
К сожалению, это та ситуация, которая может быть пройдена только экспериментальным путем. Надеюсь, что предстоящие перемены не обернуться для жителей Ленинградской земли непреодолимыми проблемами.