Мода на образование способствует процветанию бизнес-школ

Учиться в Петербурге дешевле, чем в столице, и качество не хуже

<BR><BR><B>Учиться в Петербурге дешевле, чем в столице, и качество не хуже</B><BR>Спрос на рынке образовательных услуг опережает предложение. Участники рынка отмечают, что спрос на образование в этом году превысил прошлогодний уровень на 40-50%.<BR><BR>В большинстве солидных учебных заведений конкурс вырос до двух человек на место. Это дает основание бизнес-школам поднимать цены. Хотя они уже не низкие. Так, за двухгодичное обучение по программе МВА петербургские слушатели в 2003 г. платили от $3 тыс. до $13,9 тыс. Причем те, кто берет меньшую плату, не могут похвастаться большим конкурсом на место, нежели те, кто берет максимальную цену за обучение.<BR>Стремительный рост спроса происходит за счет притока в Петербург столичных слушателей и все большего количества фирм, оплачивающих обучение своим сотрудникам.<BR>"Наша школа самая дорогая в России. И в этом году количество московских слушателей превзошло все ожидания -- их больше, чем петербургских, на 5%. Такого никогда не было, -- делится впечатлениями Людмила Мургулец, вице-президент Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге. -- Растет количество слушателей, обучение которых оплачивают компании. В этом году доля таких учеников достигла 50%. А еще 3 года назад, когда мы начинали работать, все платили за себя сами".<BR>Рынок бизнес-образования сейчас проходит этап становления, идет борьба за отдельные его ниши. Растет объем рынка и, соответственно, отдельных его частей. Это дает основания прогнозировать приход на рынок новых игроков, и не только отечественных, но и заграничных, прежде всего из Финляндии и Швеции.<BR><BR><B>Каждому свое</B><BR>Начальнику -- долгое обучение и диплом, а подчиненному -- непродолжительный тренинг и сертификат.<BR>Условно рынок бизнес-образования можно разделить на два больших сегмента по срокам обучения и содержанию программ. Первый -- долгосрочные программы обучения, например, в рамках Федеральной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ или МВА (Master of business administration, или по-русски -- мастер делового администрирования).<BR>Последняя программа пришла в Россию с Запада и стала очень популярной, несмотря на достаточно высокую стоимость -- около $10 тыс. за 2 года обучения (см. табл.).<BR>Эта программа дает навыки и знания в области менеджмента, маркетинга, финансов.<BR>Получают диплом мастера делового администрирования, как правило, руководители среднего звена.<BR>Подчиненные обучаются за меньшие деньги в течение нескольких дней и иногда месяцев. Краткосрочные образовательные программы (тренинги по продажам, бухгалтерские, компьютерные курсы) как раз и образуют второй сегмент образовательного рынка.<BR>И он для большинства петербургских бизнес-школ самый лакомый кусочек. Из общего объема рынка ($45 млн в год) на долю краткосрочных программ приходится 95%. Остальные 5% в совокупной емкости рынка составляют долгосрочные программы.<BR><BR><B>$100 в день с человека</B><BR>Всего в городе на Неве бизнес-образованием занимается около 200 учебных заведений. Большинство из них специализируются на тренингах. Наиболее популярны тренинги продаж. Их сейчас не предлагает разве что ленивый. За несколько дней обучения школа получает около $800-900 с ученика. Сохраняется спрос и на курсы: подготовка бухгалтеров, маркетологов, пользователей ПК. Правда, не на том уровне, что был лет 5 назад.<BR>Если учесть, что российский бизнес повторяет западный опыт, то скоро в моду войдут специализированные -- отраслевые -- тренинги, например, по ресторанному, страховому или банковскому бизнесу, где будут учтены особенности управления в каждом виде деятельности. Отчасти это подтверждается положительной динамикой спроса на "индивидуальные" программы обучения. Они разрабатываются бизнес-школами под потребности определенной компании и не входят в стандартный набор предложения.<BR><BR><B>Бизнес-школы в Петербурге, выдающие документ об окончании программы МВА</B><BR><B>Название школы Полная цена обучения</B><BR><B>для слушателей, поступивших</B><BR>в 2003 г., $<BR><BR><B>Санкт-Петербургские бизнес-школы</B><BR>ИМИСП 10.000<BR>Факультет менеджмента СПбГУ 9500<BR>Высшая экономическая школа (МИПК) СПбГУЭФ 6000<BR>Институт международного бизнеса и коммуникаций БГТУ (Военмех) 4500<BR>Международная высшая школа управления СПбГТУ (Политех) 3000<BR>Российско-бельгийская Международная школа менеджмента 5500<BR>Международный банковский институт 3500 (программы дотируются Швецией)<BR><BR><B>Московские бизнес-школы, представленные в Санкт-Петербурге филиалом</B><BR>Международный Университет 4500<BR><BR>Московские бизнес-школы, не представленные в Петербурге филиалом,<BR><B>имеющие в портфеле программы МВА заочные и/или очно-заочные</B><BR>ВШМБ 8500<BR>Мирбис 7500<BR>ИБДА 8500<BR><BR><B>Западные бизнес-школы, представленные в Санкт-Петербурге филиалом</B><BR>Стокгольмская школа экономики 13.900<BR>Открытая школа бизнеса Открытого Университета Великобритании 10.000<BR><BR>Примечание: В 2003 г. в петербургских бизнес-школах по программе МВА проходят обучение около 600 человек, и тратят они на это около $3 млн.