Метро: "впредь прожектами не заниматься"

Строительство метро в Петербурге - типичный пример бизнес-проекта по-российски.

Строительство метро в Петербурге -- типичный пример бизнес-проекта по-российски. Потому что метро в конечном итоге появилось у нас почти на 100 лет позже, чем в Лондоне, а могло почти на 50 лет раньше.<br><P><br>Исторические документы свидетельствуют, что еще в 1820 г. к Александру I через военного губернатора Петербурга графа Михаила Милорадовича обратился инженер Торгованов с оригинальным проектом устройства тоннеля под Невой, необходимого городу для связи между островами, на которых расположена столица России. Государь ответил Милорадовичу, по его мнению, весьма остроумно: "Выдать Торгованову из кабинета 200 рублей и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а управляться в делах, ему свойственных".<BR>Такое "остроумное" решение надолго отбило охоту у петербуржцев работать над проектами метро. Только в конце XIX века, когда население столицы сильно возросло и наземный транспорт уже не мог справиться с перевозками пассажиров, вопрос о создании подземных дорог вновь возник на повестке дня. Так, например, в газете "Петербургский листок" от 21 ноября 1901 г. было рассказано о докладе инженера Гиршона, посвященном проекту подземной железной дороги под Невским проспектом. Гиршон доказывал, что в то время скорость движения наземного транспорта по Невскому не могла быть выше 12 км/ч, тогда как на проектируемой подземной дороге возможно движение транспорта на электротяге со скоростью до 25 км/час. На конечных станциях у Адмиралтейства и Знаменской площади инженером предусматривался выход трамвая на поверхность земли по двум наклонным плоскостям. По расчетам Гиршона, подземная дорога могла ежедневно перевозить свыше 11.500 пассажиров при обеспечении полной их безопасности.<BR>Проект Гиршона был высоко оценен совещанием инженеров путей сообщения, но в связи со сложностью реализации не получил поддержки в Думе и был положен "под сукно".<BR><BR><B>Метро на дне</B><BR>Через несколько лет после Гиршона в Городскую думу с предложением о создании столичного метрополитена вошел некий Лешерн-фон Герцфельд. Он предлагал проект, по которому многочисленные пригородные пути должны были соединиться с центром города. При этом он предлагал создать в Петербурге нечто вроде Парижского метрополитена, введенного в строй в 1900 г. Для выполнения такого колоссального предприятия он просил только предоставления ему концессии по эксплуатации метрополитена в течение 60 лет. Однако созданная Думой комиссия, рассмотрев проект, выдвинула столько ограничительных условий, что предпринимателю оставалось только забрать свой проект.<BR>Следует отметить, что идея создания метро в Петербурге неоднократно связывалась с Екатерининским каналом. Дело в том, что к концу XIX в. канал находился в весьма плачевном состоянии. Рассматривалось предложение о засыпке канала, который, по данным некоторых "экологов", отравлял атмосферу своим зловонием, но и это очень дорого стоило. Учитывая это обстоятельство, группа инициативных французских предпринимателей вошла в Думу с ходатайством о разрешении строительства в Екатерининском канале тоннеля, по которому будет ходить трамвай. Сооружение тоннеля в канале, по мнению французов, избавит городское хозяйство от расходов по его засыпке. Несмотря на то что французы имели разрешение российского правительства на создание сети трамваев и в том числе тоннельного варианта, Дума, по данным газеты "Петербургский листок" от 6 августа 1906 г., проект не одобрила.<BR>В это же время в Думу с предложением по постройке электрифицированной железной дороги между Петербургом и Ораниенбаумом обратился представитель фирмы "Дюпон" инженер Бернатович. Инженер заявил, что дорогу построит при единственном условии -- получении права на проведение по Екатерининскому каналу участка дороги и строительства центральной станции железной дороги под Казанским мостом. При этом он предлагал провести дорогу по каналу в железобетонном тоннеле.<BR>По расчетам Бернатовича, решение, связанное с постройкой тоннеля, должно было освободить город от полумиллионных затрат по засыпке канала. Однако проект вызвал в Думе всплеск лишь негативных эмоций.<BR>Особое место в истории создания метро занимает гражданский инженер Петр Болинский. Разработанный им проект метрополитена с трамвайной сетью поддержали американские предприниматели, в частности, миллионер Мэрри Вернер. В "Обществе для содействия промышленности и транспорта" 26 августа 1902 г. инженер выступил с проектом метро для Петербурга. По его мнению, главная петербургская линия метрополитена должна была идти от Гутуевского порта в устье Невы ко всем железнодорожным вокзалам и к ряду важных транспортных узлов. Скорость движения поездов на этой линии могла достигать 40 км/ч. Участь проекта Болинского была принципиально такой же, как и у Торгованова. Правда, вместо 200 рублей ему выдали вознаграждение в размере 100 тысяч, но, так же как и ранее, предложили инженеру прекратить заниматься несбыточными проектами.