Старо-Ладожский канал имеет исторический ракурс

Похоже, что прожекты по повороту северных рек на юг имели исторические корни в наших краях.

<BR><BR>Похоже, что прожекты по повороту северных рек на юг имели исторические корни в наших краях.<BR>Беспрецедентное по затратам, по числу погибших, по количеству вынутой земли и по длине самого объекта гидротехническое сооружение было задумано и приведено в действие именно у нас -- это знаменитый Старо-Ладожский канал, который был прорыт от Невы до Волхова в обход Ладожского озера, от Шлиссельбурга до Новой Ладоги, двух новых городов. Хотели закончить канал года через 3, а получилось это только через 12 лет. Он был нужен для прохода грузовых судов минуя бурное озеро.<BR>По приказу императора в сентябре 1718 г. начались изыскательские работы. Петр I лично наметил размеры канала: глубина -- 4 м, а ширина -- 21 м. Это было намного больше всех известных тогда подобных сооружений. По мере исследования местности росла и длина канала -- вместо намечавшихся 96 верст получилось 104, потому что первоначально не была учтена гидрология Ладожского озера. Шлюзов в канале не полагалось, и уровень воды в нем колебался вместе с озером.<BR>22 марта 1719 г. Петр I лично нагрузил первую тачку землей, открыв таким образом строительство. Указом императора на строительство сгонялись люди со всего государства, чтобы обеспечить нужное количество рабочих -- до 40 тыс. человек одновременно. Но рабочие, в основном крестьяне и посадские люди, работали плохо, все время норовили заболеть и умереть. Их гражданские начальники не в состоянии были организовать работы бесперебойно. Тогда строительство возглавил генерал-лейтенант Миних, а основными работниками стали солдаты.<BR>Работы продвигались медленнее, чем это было запланировано, но никакие наказания не могли помочь делу -- сложные грунты между Назией и Шлиссельбургом плохо поддавались рытью, а ведь именно здесь следовало поставить шлюзы и водоспуски, нужда в которых все-таки стала очевидной. Только в октябре 1730 г. канал был открыт полностью. А еще через 30 лет параллельно ему был прорыт второй канал -- Ново-Ладожский, без шлюзов, и старый канал стал использоваться как вспомогательный. Окончательно угробила его железная дорога, которую провели через Волхов. И колоссальный труд тысяч безвестных строителей, буквально легших костьми на канале, оказался забыт и заброшен.