Сергей Лейферкус: "Российские певцы умолкнут без спонсоров"

Солист Лондонской Королевской оперы Сергей Лейферкус -- один из самых востребованных на Западе российских певцов, в родном Петербурге он давно уже редкий гость. В России последние 10 лет Лейферкус -- приглашенная звезда практически такого же уровня, как П

<BR><BR>Солист Лондонской Королевской оперы Сергей Лейферкус -- один из самых востребованных на Западе российских певцов, в родном Петербурге он давно уже редкий гость. В России последние 10 лет Лейферкус -- приглашенная звезда практически такого же уровня, как Пласидо Доминго, с которым он поет в "Отелло" на сцене "Ковент-Гарден".<BR>Сегодня Сергей Лейферкус не представляет, как сложилась бы его творческая карьера, если бы в свое время ему не улыбнулась удача в лице Евгения Нестеренко, порекомендовавшего его на Западе. В результате солист Кировского театра стал солировать на лучших мировых сценах, в числе которых "Ковент-Гарден", "Метрополитен-опера", "Карнеги-Холл" и "Ла Скала".<BR>В последний свой приезд в конце ноября знаменитый баритон не только радовал соотечественников своим выступлением, но и принимал участие в жюри Первого Всероссийского конкурса оперных певцов "Санкт-Петербург", президентом которого является народная артистка СССР Ирина Богачева.<BR><BR>-- Сергей, в Петербурге проходит Международный конкурс вокалистов Елены Образцовой, Всероссийский конкурс вокально-фортепианных дуэтов, несколько городских вокальных конкурсов, нужен ли еще один? <BR>-- Я считаю, то, что в Петербурге появился еще один конкурс -- в любом случае отрадно. Ведь пение -- дело тонкое. И ждать, скажем, 2 года до начала следующего конкурса могут не все. А так -- не можешь по какой-то причине участвовать в одном конкурсе, участвуешь в другом. Появляется право выбора.<BR><BR>-- Но есть ли на что надеяться молодым певцам, ведь при растущем количестве вокальных конкурсов зрительский интерес к оперному искусству в Петербурге не растет, скорее, наоборот?<BR>-- Я не думаю, что тяга к оперному искусству снизилась. Скорее, активизировалась жизнь -- бесконечные выставки, презентации, вернисажи, открытия, закрытия и т.п. Конечно, когда всего этого не было, оперное и балетное искусство выглядело на общем фоне намного более выпукло. Сегодня оно как бы внутри жизни. К тому же, если мы видим в театре неполный зал, причину нужно искать не в том, что публика не хочет туда идти. Какова зрительская аудитория Мариинского театра? Люди, условно говоря, "второй фазы жизни" (хотя, конечно, много и молодежи, студентов). А после спектакля добираться на чем? С общественным транспортом проблемы, и зрители уходят после антракта, потому что иначе они не попадут домой -- не у всех есть машины или деньги на такси. Потом -- дороговизна билетов. Особенно, если спектакль с участием известных исполнителей.<BR>С другой стороны, в июле этого года я участвовал в общедоступном концерте Николая Корнева в Исаакиевском соборе, на который, по самым скромным подсчетам, пришло четыре с половиной тысячи человек. Значит, тяга к искусству у публики огромная. Просто есть обстоятельства, которые мешают эту тягу реализовывать.<BR>-- Каковы все же перспективы молодых российских певцов?<BR>-- Сделать себе имя в театре или на концертной сцене очень трудно, но еще сложнее выйти на западную сцену. Конкурс открыл очень много талантливых молодых певцов, но одного таланта мало, нужно найти людей, которые будут помогать, в частности -- импрессарио. И здесь есть еще другая проблема -- спонсорства. В Америке, например, спонсорство развито очень сильно. Компании или частные лица с удовольствием дают деньги, потому что им без разницы, куда их отдавать -- в театр, который с этих денег все равно заплатит налог, или просто в налоговое управление. Что касается России, то как можно говорить о спонсорстве, если нельзя не только эту сумму списать с налога, так тебя еще и обложат дополнительно налогом. Должна быть какая-то соответствующая поправка к закону, направляющая спонсорство. Чтобы люди были заинтересованы давать деньги на искусство. Например, много моих молодых коллег пело в Малом зале "Карнеги-Холл" -- а он стоит $40 тыс. за вечер. И были люди, которые покупали этот зал и давали молодым исполнителям возможность там выступать. Это та ступень, на которую должна подняться Россия.<BR><BR>-- А если этого не произойдет?<BR>-- В таком случае мы обречем себя на довольно сложное существование. Хорошо, у Гергиева есть менеджерский талант и Мариинский театр в целом не нуждается в деньгах. Но есть ведь множество маленьких коллективов и молодых исполнителей. Например, из участников конкурса я бы выбрал несколько человек и послал их учиться: одного -- в Германию, другого -- в Италию, третьего -- в Америку. Но нужны деньги. Я все же думаю, что проблема спонсорства сейчас будет выходить в России на первый план, и чем дальше, тем больше. Тем более что Россия исторически славилась щедрыми меценатами -- надеюсь, эта традиция возродится.<BR><BR>-- Каковы сегодня общие недостатки российской оперной школы?<BR>-- У нас совершенно не обращают внимания на иностранные языки. Произношение катастрофическое -- практически у всех. Кроме того, отсутствует техника речи -- то, чему нас в свое время специально учили в Консерватории. Иногда такая каша во рту, что непонятно, на каком языке человек поет -- на русском, украинском, китайском... К тому же существует такое понятие, как исторически сложившаяся манера исполнения: итальянская, немецкая, русская. Нельзя петь Штрауса и Глинку в одной манере. На это у нас тоже не обращается никакого внимания. Но для того чтобы действительно освоить национальную манеру пения, нужно хотя бы полгода пожить в этой среде. Одного собрания компакт-дисков здесь недостаточно. Нужно "повариться" в этой кухне.<BR><BR>-- Оперный конкурс Ирины Богачевой планирует как-то помочь молодым талантам?<BR>-- Я знаю, что Ирина Петровна планирует большое прослушивание с приглашением директоров театров, артистических директоров, импрессарио, чтобы познакомить их с молодыми талантами. Им проще приехать, списав эту поездку с налога, потому что они едут по работе, чем нам заниматься визами, билетами, возить певцов по разным странам.<BR>Легче собрать их всех в Петербурге и устроить открытое прослушивание. Я считаю, что это великолепная идея.