Рекламисты разобрали "топ-моделей" по косточкам

Иногда говорят, что идеи витают в воздухе. В последнее время в рекламной атмосфере Петербурга витают не только идеи, но и "топ-модели".

Иногда говорят, что идеи витают в воздухе. В последнее время в рекламной атмосфере Петербурга витают не только идеи, но и "топ-модели".<BR><BR>У внимательного потребителя может возникнуть ощущение "модельного" дежа-вю. Он смотрит дома телевизор и видит рекламу сети магазинов связи "Связной" со слоганом "Топ-модели доступны!", выходит на улицу и в магазине "Евросеть" натыкается на плакат "Доступные топ-модели". Потом спускается в метро и в вагоне поезда обнаруживает стикер магазинов "Техносвязь" со словами: "Топ-модели отдыхают". Поворачивается в другую сторону и читает: "Даже косолапый топ-модель!" на плакатике с медведем от обувных магазинов "Шаг за шагом".<BR>На самом деле петербургские рекламисты не двинулись умом от прелестей подиумных красавиц. Они просто пытаются заработать за счет своих конкурентов.<BR><BR><B>Пираты</B><BR>Модельное помешательство началось в сентябре, когда в городе появились щиты с надписью на белом фоне: "Топ-модели доступны!". И более ничего -- ни фотографии продукта, ни названия фирмы (на языке рекламистов подобный прием -- создание интриги без указания компании -- именуется тизерной рекламой). В результате, когда от интриги решили избавиться, в городе одновременно начались две кампании -- "Топ-модели доступны!" от "Связного" и "Доступные топ-модели" от одного из главных конкурентов -- "Евросети". Вернее, реклама "Евросети" стартовала даже на день раньше.<BR>Спустя некоторое время магазины "Техносвязь" и компания -- производитель аксессуаров Dimanche запустили совместную кампанию "Топ-модели отдыхают".<BR>"Все началось с того, что мы повесили щит, на котором был только слоган "Топ-модели доступны!" над магазином "Евросеть" на Невском, -- рассказывает Иван Алехин, главный менеджер по рекламе петербургского филиала ООО "Максус" (сеть магазинов "Связной"). -- За день до того, как мы выпустили продолжение этой рекламы с указанием на нашу сеть, выстрелила "Евросеть" со слоганом "Доступные топ-модели" и с тем же самым дизайном, что был у нас. Более того, "Евросеть" выбрала первой ту же самую "доступную" модель телефона, только у нас она стоила $89, а у них на доллар меньше".<BR>Иван Алехин называет поведение "Евросети" "пиратским" и считает тому виной утечку информации о всей рекламной кампании "Связного". Разбирательств с конкурентом "Связной" устраивать не планирует: дизайн и смысл реклам хоть и очень похожи, но с точки зрения закона признаются разными авторскими произведениями.<BR>В "Евросети", впрочем, не скрывают, откуда растут ноги у их "топ-моделей".<BR>"Связной" немного затянул с тизерной рекламой, сейчас конкуренция очень острая, поэтому грешно не использовать просчеты конкурентов. Мы решили, что сделаем продолжение рекламы "Связного" раньше, чем это сделает он. Из утечки информации мы узнали о продолжении рекламной кампании и быстро напечатали рекламу", -- поведал Игорь Леус, руководитель рекламной службы петербургского филиала компании "Евросеть".<BR>В итоге, по данным самой компании, "Связной" потратил на "топ-моделей" около $2 млн (из них в Петербурге -- примерно $500 тыс.), а "Евросеть" -- $500. "На этой акции мы неплохо заработали -- за 3 недели продали 2 тыс. рекламируемых телефонов, -- заметил Игорь Леус. -- Мы не считаем, что это неэтичный поступок. Мы могли бы продолжить эту кампанию, у нас были заготовлены следующие ходы, смешные и эффективные, но мы не стали делать этого".<BR><BR>"Нахлебники"<BR>Менеджеры "Техносвязи" и Dimanche утверждают, что получили разрешение "Связного" для проведения своей рекламной кампании под слоганом "Топ-модели отдыхают", и не скрывают своей цели получить внимание потребителей за счет конкурента. "У нас с "Техносвязью" были довольно небольшие бюджеты на рекламную кампанию, поэтому мы решили, что человек скорее заметит нашу рекламу, если она связана с рекламой других компаний, в частности с раскрученной рекламой "Связного", -- объяснил Евгений Семыкин, руководитель отдела рекламы компании Dimanche.<BR>В обувных магазинах "Шаг за шагом", напротив, уверяют, что связались с "топ-моделями" совершенно случайно. "На самом деле мы хотели изобразить медведя, который преображается в нашей обуви -- его косолапость проходит. А почему слово "топ-модель" написано, как на рекламе магазина "Связной"? Потому что так сделало рекламное агентство, это его идея. Я не считаю, что наша реклама -- попытка выехать на чужой славе", -- сказал менеджер, занимающийся рекламой "Шаг за шагом". Добавив, что вообще считает теперь свою рекламу антирекламой. "Все из-за того, что произошел этот дурацкий ляп".<BR><BR><B>Объедки</B><BR>Специалисты рекламного бизнеса объясняют "феномен топ-моделей" феноменом русской души. "Очень странно, что на одинаковых носителях, при одном и том же объеме инвестиций в рекламу появляются одни и те же слоганы. Скорее всего, это произошло от русской привычки взять то, что плохо лежит, -- комментирует Дмитрий Кузнецов, генеральный директор креативно-консалтингового бюро Urbonet. -- Хотя об этом надо спросить тех, кто это породил. Заказчик ведь мог сказать рекламному агентству: "Хочу то же самое, как у..."<BR>На самом деле практика обыгрывания чужих слоганов широко распространена на Западе -- это так называемый способ использования косвенных бюджетов. "Существует некий бюджетный лидер, который вкладывает большие средства в раскрутку бренда, слогана либо чего-то иного. При правильном подходе к формулированию более дешевой рекламной кампании можно получить бонусы, которые уже были добыты в результате использования глобального рекламного бюджета. Это один из приемов, который часто используется компаниями, в том числе на Западе. Другое дело, что там чаще всего происходит "катание" на бюджетах мировых лидеров, таких как Mercedes, Volkswagen, Nike.<BR>Более мелкие магазинчики, ресторанчики, фирмочки пользуются раскрученным слоганом в несколько измененном виде. Например, в Швеции я видел рекламную кампанию фирмы, которая занимается уборками офисов, похожую на популярную рекламу спортивной одежды Nike (известный слоган компании -- "Just do it" ("Просто сделай это"). Шведская фирма продвигала свои услуги под слоганом "Just do it clean" ("Просто сделай это чисто"). Эта реклама шла только в локальных изданиях, и ее было не так много", -- вспоминает Дмитрий Кузнецов.<BR>Что касается эффективности, специалисты считают, что она только возрастает после мутации раскрученного слогана. "По интенсивности воздействия те, кто идут за лидером, работают эффективнее. Это так называемый эффект эха, -- считает Дмитрий Кузнецов. -- Идущий первым всегда тратит больше средств, калорий и кислорода. Соответственно идущий за ним подбирает его объедки. Если это компании, работающие на разных рынках, значит, это психомоторные объедки -- отзвуки чужого бюджета.<BR>"Топ-модели" в исполнении "Связного" -- это был неплохой тизер. Но фоносемантически он плохо связан с названием "Связной". Название компании не запоминается, потому что нет фонетической связки. Вообще идеальных слоганов, таких как You can Canon, немного".<BR><BR><B>Матвиенко и котлеты</B><BR>Петербургские рекламисты нередко занимаются идейными заимствованиями. Один из классических примеров -- ответ компании "Дарья" на предвыборную кампанию Валентины Матвиенко в 2000 г. Тогда кандидат в губернаторы разместила тизерную рекламу "Город устал" -- с утомленными атлантами на фото, а "Дарья" затем на них ответила.<BR>"Было ясно, что "Город устал" -- это реклама с продолжением, -- говорит Дина Вишня, директор по коммуникациям ООО "Дарья". -- Но поскольку Матвиенко сошла с предвыборной дистанции, новые щиты не появились.<BR>Между тем Петербургу бросили вызов: вам всем плохо, вас прибило к земле, даже атланты уже не в состоянии держать небо над городом... Щиты со слоганом "Город отдохнул. Он сыт и доволен..." с котлетами "Дарья" появились после майских праздников, когда многие действительно успевают неплохо отдохнуть. Они были пародийным ответом, снижающим пафос заявления про "усталый город". Естественно, что положительные эмоции переносились и на компанию, которая смогла ответить пародией на серьезное, неприятное и не вполне справедливое заявление. С юмором компания достигла нескольких целей сразу: повысила лояльность потребителей, сделала акцент на то, что она -- коренная петербурженка и обратила внимание на свой новый продукт -- котлеты".<BR>