Контроль сохраняет ресурс

Идея создания системы тотального контроля за персоналом периодически овладевает топ-менеджерами и становится разрушительной силой.

<B>Но демотивирует сотрудников, повергая их в эмоциональный стресс</B><BR>Идея создания системы тотального контроля за персоналом периодически овладевает топ-менеджерами и становится разрушительной силой.<BR><BR>Мысли о документировании собственных деловых телефонных переговоров и переговоров своих сотрудников порой посещают руководителя любого ранга. Считается, что необходимость иметь документальные записи телефонных переговоров диктуется суровыми сегодняшними реалиями.<BR>Собственная система телефонной безопасности защищает от непосредственных злоумышленных и хулиганских действий по телефону: вымогательства, шантажа, угроз, ввода ложной информации, клеветы и т.п., а также пресекает утечки информации и отсеивает заведомо нежелательные телефонные контакты. Продавцы подобных систем активно внедряют в сознание мысль о значительном повышении эффективности ведения переговоров сотрудниками, о существенном сокращении расходов на услуги связи.<BR><BR><B>Техника контроля</B><BR>Представители охранных структур отмечают тенденцию более строгого и оптимизированного учета рабочего времени, использования ресурсов компании: ограничения или закрытия доступа к Интернету (или некоторым конкретным сайтам), ограничения международных и междугородних звонков. По их мнению, системы контроля рабочего времени сегодня более востребованны, чем, например, лет 5 назад.<BR>Технические средства контроля персонала помогают оценить лояльность сотрудников к компании (контроль телефонных переговоров, перлюстрация электронной почты, контроль попыток несанкционированного доступа к той или иной информации и т.д.), эффективность и производительность труда (видеонаблюдение, контроль и управление доступом, контроль работы в Интернете и пр.).<BR>Сегодня приборы позволяют суммировать время разговоров сотрудников в течение рабочего дня, контролировать время неслужебных международных и междугородних переговоров.<BR>Существующие сегодня на рынке системы без труда позволяют вычислить, например, сколько времени из 8 часов рабочего дня конкретный сотрудник потратил на обед, нахождение вне рабочего места, курилке, когда покинул рабочее место.<BR>Андрей Степанов, руководитель Центра детекции лжи, утверждает, что в последнее время значительно вырос интерес к использованию прибора детектора лжи "Полиграф".<BR>"В основном "Полиграф" используют при найме персонала или при расследовании чрезвычайных происшествий. Более 30 компаний в Петербурге пользуются услугами Центра.<BR>В Москве на порядок больше. За 5 лет работы с помощью детектора лжи возвращено около $1,3 млн похищенных средств. Мы выступаем на стороне работодателя, считаем, что он наименее защищенное звено в трудовых конфликтах. Работодатель вкладывает деньги в своего сотрудника и должен быть уверен в их порядочности", -- рассказал Андрей Степанов.<BR><BR><B>Внешний контроль</B><BR>"Мы оборонное предприятие. У нас принята практика заказа любых внутренних съемок через директора по безопасности. Есть установленная процедура.<BR>Постоянное видеонаблюдение ведется только в проходных, -- говорит Лазарь Залманов, заместитель генерального директора ЛОМО по общественным связям. -- Прямой выход в Интернет имеется только на 4-5 местах на всю фирму, компьютеры остальных сотрудников подключены в интранет. Они могут там общаться, но все же неслужебную внутреннюю почту стараемся гасить.<BR>Контроль необходим. И дело не только в рациональном использовании рабочего времени, необходимо пресекать каналы слива конфиденциальной информации. Особенно там, где подобная информация имеется.<BR>Вообще, человек, который занимается работой, не обращает внимания на контроль, его это просто не должно интересовать".<BR>По словам Аркадия Горбушина, начальника отдела безопасности Управления безопасности и защиты информации Северо-Западного банка Сбербанка РФ, внутреннего контроля использования электронной почты или Интернета в банке нет, однако защита информации осуществляется по законодательству РФ и нормативным документам Сбербанка РФ. "Нет и записи телефонных переговоров. Видеонаблюдение ведется только снаружи, где возможно проникновение, в местах, куда подходят инкассаторские машины, для того чтобы воссоздать ситуацию возможного преступления.<BR>Контроль за действием персонала зависит от конкретных начальников, которые, например, заводят журналы записи, где отмечается время отбытия в филиал, а также имеющейся автоматизированной системы контроля доступа".<BR><B>Что получает работодатель, ведущий тотальный контроль за персоналом</B><BR><ul><li> Экономию технических ресурсов<li> Отчеты по использованию оборудования и рабочего времени<li> Формальный подход к работе</ul><BR><BR><B>Что теряет работодатель, ведущий тотальный контроль за персоналом</B><BR><ul><li> Лояльность<li>Атмосферу доверия<li>Свободно мыслящих сотрудников</ul><BR><BR><b>Насколько контроль за действиями персонала мотивирует сотрудников?</b><BR>Ольга Аллахвердова:<BR>"На мой взгляд, излишняя нагруженность средствами слежения за сотрудниками ведет к демотивации персонала. Хотя существуют профессионалы, которые считают, что контроль, даже только осознание его присутствия, дисциплинирует, заставляет рационально использовать рабочее время. И главное -- экономит технические и финансовые ресурсы собственника.<BR>Конечно, люди разные, все зависит от того, насколько в детстве человек привык к жесткому контролю. Те, кто детство провел под опекой, легко во взрослой жизни относится к попыткам ограничить свободу. И совсем по-другому воспринимают ограничения люди, с первых лет сознательной жизни впитавшие вольность.<BR>Контроль вышестоящим начальником -- это всегда страх. Сверхконтроль для большинства -- это постоянный прессинг, который рано или поздно приводит к эмоциональному срыву. Постоянные ограничения и стороннее наблюдение нагнетает в коллективе напряжение. Отдельные сотрудники бессознательно или сознательно начинают внутренне защищать себя, донося на других. Вокруг и внутри компании создается нездоровая атмосфера.<BR>Но человек не может постоянно находится в стрессе. Он найдет способ себя защитить, придумает, как обмануть контролера. Все вышеперечисленное к работе не мотивирует".<BR>Петр Кузнецов:<BR>"Несколько лет назад компания Angus Reid Group привела результаты исследования контроля работы персонала в Интернете. По ее подсчетам, служащие одного государства, находясь на рабочем месте, за год потратили в Интернете около 800 млн часов на личные дела.<BR>Сегодня на рынке достаточно решений, способствующих эффективному контролю. Программа InterScan WebManager позволяет блокировать доступ к запрещенным и непродуктивным сайтам и производить мониторинг использования Интернета. А программа контроля соблюдения правил работы на ПК "Папарацци" с заданной периодичностью автоматически копирует изображение монитора конкретного ПК, фиксирует время и сохраняет информацию в специальном файле архива. Обнаружить данную программу непрофессионалу довольно сложно, работа "Папарацци" незаметна для пользователя.<BR>Хотя скрытность подобных систем -- не самое главное качество: часто знание сотрудником того, что его действия находятся под контролем, может являться своеобразным стимулом добросовестной работы.<BR>Обладая подобного рода системами, несложно будет вычислить, во сколько обошлось компании непродуктивно потраченное время, и произвести соответствующие вычеты из вознаграждения сотрудников".