00:0027 ноября 200300:00
114просмотров
00:0027 ноября 2003
В своей гостиной в старинном комоде главный инженер проекта ОАО "Гипроспецгаз" Андрей Юрьев держит около 700 мальчиков и девочек. Держит он их в двух коробках и полиэтиленовых пакетах. Говорит, руки не дошли по стенам развесить, да и места в квартире на в
В своей гостиной в старинном комоде главный инженер проекта ОАО "Гипроспецгаз" Андрей Юрьев держит около 700 мальчиков и девочек. Держит он их в двух коробках и полиэтиленовых пакетах. Говорит, руки не дошли по стенам развесить, да и места в квартире на всех не хватит.<br><P><br>Никакого отношения к маньякам-детоубийцам и ярким представителям гаремов Андрей Юрьев не имеет. Несколько сотен бойз&герлз, проживающих в его квартире, -- не живые, более того -- даже не мертвые. Все они писают: господин Юрьев уже почти 3 года собирает таблички с мальчиками и девочками, которые известны советскому человеку как "наскальное" туалетно-ванное искусство.<br><P CLEAR="ALL"><br><B>Блошиная идея</B><BR>Как-то субботним днем менеджер Юрьев вышел на прогулку. Поступь его была неспешной, голова ясной. Путь он держал на блошиный рынок. Заметим, что в выборе маршрута нашего героя нет ничего необычного. Вот уже многие годы Андрей посещал это кладбище вещей. Ходил он туда с определенной целью -- что-нибудь да найти. Это "что-нибудь" послужило началом не одной коллекции Андрея Юрьева -- душа его всегда всеми мыслимыми и немыслимыми способами стремилась к собирательству. Так вот, на этот раз взгляд Андрея упал на металлическую табличку, изображающую мальчика со спущенными штанами. В один заход на блошиный рынок Юрьев встретил аж три подобные таблички, но с разными мальчиками и с по-разному спущенными с них штанами. Тогда в голову инженера по определению пришла крамольная мысль: три -- это уже ряд, а значит, можно и коллекцию собирать. "Купил я их не сразу. Пока бродил по рынку, размышлял. Я понял, насколько это уникальное явление, этим до меня никто не занимался, никто не обращал внимание, наверное, потому, что вот эта табличка на двери ванной или туалетной комнаты была самой что ни на есть банальной деталью быта каждого второго человека с начала 1970-х до середины 80-х гг. Да, я страстный коллекционер, но собирать можно все что угодно, а мне же надо что-то уникальное. Я прекрасно отдаю себе отчет, что в идее коллекционировать такие таблички есть что-то извращенное, но с другой стороны -- это артефакты, которые лучше меня говорят о быте советского человека, а я их просто собрал вместе", -- рассказывает Андрей Юрьев.<BR><BR><B>Бойз&герлз</B><BR>Были ли в обиходе Юрьева идентифицирующие ванную и туалет таблички, история умалчивает, сам он говорит, что нет. Чем украшал Андрей свой быт, вспоминает он с трудом, давно это было. "Помню, что на кухонном окне красной клеящей пленкой была сделана надпись: "Голубей не кормить". "Дело в том, что мы жили с родителями, и теща любила кормить голубей, отчего все окно было заляпано кашей", -- вспоминает Андрей.<BR>Страсть советского человека вешать на дверях таблички с мальчиками и девочками Андрей Юрьев объяснить толком не может, дело это он намерен отдать в руки разного рода ученым. "У меня какие-то обрывки-домыслы возникают по этому поводу, но это не мое дело, изучать причины и следствия такого явления. Мое -- собрать и явить миру. Но перед выставкой должно быть проведено всестороннее исследование подобного явления, поэтому я ищу заинтересованных философов, этнографов, социологов, психологов, искусствоведов, историков, может быть даже, представителей правоохранительных органов, потому что массовое изготовление табличек, возможно, было сопряжено с массовым хищением цветных металлов. У меня много знакомых искусствоведов, все они говорят, что собрание моих табличек уникальное, что это феномен. Но все они хотят славы сейчас и немедленно, а изучение этого явления -- кропотливая работа", -- сетует Андрей.<BR>На сегодняшний день количество табличек у Юрьева в полной мере компенсирует их отсутствие в его доме с середины 1970-х до начала 80-х гг. Металлические мальчики и девочки радуют глаз своим многообразием. Из латуни и меди, немало и пластмассовых. Авторских рук дело и штампованные на производстве. Маленькие -- около 10 см в высоту и большие -- под 50 см. Мальчиков, правда, больше, чем девочек (однако не всех "табличных" девочек уже можно назвать таковыми, попадаются среди них и великовозрастные). Для тех, кто запамятовал: стандартный типаж "табличного" героя -- озорная улыбка, то ли неподстриженная, то ли кудрявая голова повернута на 110ш, ну и так далее. Очень часто человеческие фигурки сопровождают фигурки собачек, почему-то с высунутыми языками. Немало табличек и с текстами типа "В память об отдыхе у Черного моря. Сочи. 1978 год.". Практически все экспонаты куплены в одном и том же месте -- на блошином рынке на Удельной. Средняя продажная цена составляла 10-15 рублей. Андрей замечает, что иногда "ради прикола даже торговался". Есть у Юрьева и уникальная мегатабличка из папье-маше, в выстоту она достигает 1,2 м. Дело в том, что в свое время Андрей Юрьев уже готовился к выставке своего уникального собрания и попросил жену-художницу сделать гигантскую табличку в качестве демонстрационного материала.<BR><BR><B>Мещанское искусство</B><BR>Некоторые соображения относительно массового таблично-туалетного явления у Андрея все-таки имеются. "Истоки этого явления сложно определить, подобное сопоставимо с тем же культурным феноменом, который присутствовал в 1960-е гг., когда в массовом порядке во всех более-менее культурных домах появились портреты Есенина и Хемингуэя. А потом это трансформировалось в такую пошлую штуку, как таблички с писающими мальчиками и девочками. Появление этих "штучек" я однозначно соотношу с нефтяной иглой брежневских времен; с относительным благополучием и сытостью населения, которое совпало с первым потоком нефтедолларов. Таблички появились одновременно с дезодорантами и шампунями. По-моему, это некий признак совковой буржуазности. Таблички не предметы интерьера, а некие знаки, которыми человек метил свой дом. Это некая игра, люди видели в этом некую европейскость. Возможно, идею "табличек" привезли из Германии или Бельгии. В Брюсселе есть фонтан в виде писающего мальчика, там же из этого мальчика делают штопоры и т.п. Я примерно себе представляю, кто делал такие таблички: это заводчане, которые хотели себе и своим домочадцам сделать красиво. Потребляли же -- мещане, потому что чеканка в моих глазах -- яркий пример мещанского искусства наравне с ковриками с лебедями, семью слониками, салфетками на телевизорах", -- объясняет Андрей.