Добровольный флот торговал "из-под пушки"

Петербург любят пафосно именовать колыбелью Российского флота. Если насчет речного и морского флотов здесь можно поспорить, то самый экзотический вид флота -- добровольный -- действительно родился в Северной столице.

Петербург любят пафосно именовать колыбелью Российского флота. Если насчет речного и морского флотов здесь можно поспорить, то самый экзотический вид флота -- добровольный -- действительно родился в Северной столице.<BR><BR>Добровольный флот был в России на особом положении. Он был облачен почти пиратскими функциями -- мог одновременно торговать и воевать.<BR>Решение о создании нового флота было принято после окончания Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда возникла реальная угроза новой, еще более жестокой войны с Англией. Для того чтобы противостоять английскому господству на море, Общество для содействия русскому торговому пароходству решило, что в России необходим добровольный флот, состоящий из быстроходных торговых судов с небольшим артиллерийским вооружением. В случае необходимости такие суда вполне могли заняться рейдерством, то есть захватывать и уничтожать пароходы противника, а главное -- нарушать его морскую торговлю. В мирное же время рейдеры могли улучшать ситуацию с морской торговлей, которая из-за отсутствия достаточного числа судов находилась в руках иностранцев.<BR>Существовала всего одна трудность -- для создания нового флота у России не было современных судов, а в казне отсутствовали средства для их приобретения. Единственным способом получения средств являлась организация всенародного пожертвования от всех слоев населения. По ходатайству Общества 11 апреля 1878 г. император Александр II разрешил учредить Комитет по устройству добровольного флота, предназначенный для сбора денежных средств. Судя по публикациям газет, пожертвования стали поступать весьма интенсивно. Так, менее чем за 2 месяца было собрано 1.200.000 рублей, а через 3 месяца пожертвования превышали 3.000.000 рублей. По тем временам это была поистине гигантская сумма.<BR><BR><B>Гамбургский счет</B><BR>Оставалась "мелочь" -- найти подходящие суда. Вначале российские специалисты намеревались приобрести быстроходные пароходы у американских судовладельцев, которые в условиях застоя в торговле охотно шли на торговые сделки. Американские маклеры даже предоставили россиянам список из 170 пароходов.<BR>Параллельно с этим двое членов Комитета по устройству добровольного флота вели тайные переговоры с Гамбургско-американским акционерным обществом. Представители комитета, выехав в Гамбург 26 мая, вернулись в Россию 12 июня, приобретя за этот короткий срок три океанских парохода, которые были вполне пригодны для рейдерства.<BR>Первый пароход Holsatia прибыл в Кронштадт уже 14 июня. Газета "Новое время" так описала торжественное мероприятие, посвященное приходу судна в Россию: "20 июня, около часа пополудни, после торжественного молебна, первый рейдер добровольного флота Holsatia был окрещен "Россией". На рейдере под звуки музыки, игравшей национальный гимн, был поднят русский флаг и гюйс. По окончании молебна надпись на пароходе Holsatia была немедленно закрашена".<BR>Второй из приобретенных пароходов Hommania прибыл в Кронштадт 19 июня и впоследствии был переименован в "Москву". Третий пароход Turingia, оказавшийся в Кронштадте, 24 июня был назван "Петербургом". Все три парохода были приобретены за 165.000 фунтов стерлингов, что по курсу 1878 г. составляло примерно 1.580.000 рублей. Водоизмещение судов составляло около 3000 т, а скорость -- 13,5-14,5 узла. Пароходы были поставлены у Николаевского дока в Кронштадте. На них, по сообщениям газет, срочно переоборудовались помещения "под устройство бомбовых погребов и крюйт-камер".<BR>О высоком статусе Комитета по устройству добровольного флота свидетельствует тот факт, что его с момента организации возглавлял цесаревич Александр. Затем вице-председателем комитета стал член Государственного совета Константин Победоносцев, а его членами -- представители целого ряда министерств: морского, военного, финансов, иностранных дел и путей сообщения, а также председатели московского и петербургского биржевых комитетов и др.<BR><BR><B>Мал да удал</B><BR>Несмотря на малую численность, добровольный флот практически сразу позволил улучшить ситуацию в российской морской торговле. Если до 1880 г., торговля в российских дальневосточных регионах находилась полностью в руках иностранных судов, то с появлением добровольного флота во Владивостоке, Николаевске и в городах на Амуре стало продаваться множество русских товаров, а цены уменьшились вдвое.<BR>От торговой деятельности пароходы отвлекли лишь 1 раз. В 1880-1881 гг. на Дальнем Востоке обострилась военно-политическая ситуация и суда добровольного флота включили в состав Тихоокеанской эскадры адмирала Лесовского. "Петербургская газета" сообщала, что к маю 1988 г. добровольный флот России состоял уже из семи быстроходных пароходов, способных перевозить 13.000 грузов, оказывая таким образом существенное влияние на экономику России.