00:0024 ноября 200300:00
8просмотров
00:0024 ноября 2003
Состояние ожидания стало привычным в отрасли
<BR><BR><B>Состояние ожидания стало привычным в отрасли</B><BR>В отечественном лесопромышленном комплексе самой низкорентабельной остается лесозаготовка.<BR><BR>Кроме того, изношенность оборудования, неразвитость транспортной инфраструктуры и отсутствие экономических интересов у лесозаготовителей вкладывать в строительство лесных дорог тормозят увеличение объемов лесозаготовки.<BR>Согласно данным Госкомстата, за 9 месяцев 2003 г. объем лесозаготовки в России сократился на 6,3% относительно соответствующего периода прошлого года (см. табл.).<BR>"В Ленинградской области богатая сырьевая база, особенно в Бокситогорском, Тихвинском, Лодейнопольском, Подпорожском, а также в Выборгском и Приозерском районах, -- говорит пресс-секретарь Комитета по экономике и инвестициям правительства Ленинградской области Александр Бутенин. -- По расчетам специалистов, норма вырубки леса в области составляет 12 млн м3 древесины в год, вырубается же 7-8 млн".<BR><BR><B>Лесное бездорожье</B><BR>Одна из причин низкой освоенности лесных ресурсов -- неразвитая транспортная инфраструктура. Лесопромышленники уверены, что будущее лесозаготовительной отрасли главным образом зависит от наличия лесовозных дорог.<BR>Вкладывать же средства в их строительство большинство лесопромышленников особо не торопятся. Стоимость 1 км автомобильной дороги для вывоза леса в зависимости от региона колеблется от $10 тыс. до $40 тыс. "Сегодня только крупные компании, имеющие холдинговую структуру, занимаются строительством лесовозных дорог", -- комментирует ведущий аналитик ЗАО "Леспром Индастри Консалтинг" Александр Максимов.<BR>Из всех заявленных в 2003 г. инвестиционных проектов в леспроме только группа компаний "Титан" намерена вложить $1 млн собственных средств в автомобильную дорогу в Лешуконском районе Архангельской области. До 2008 г. ГК "Титан" планирует инвестировать в развитие лесозаготовки до $50 млн. Более $3 млн в лесозаготовку в 2003 г. вложила и Национальная лесоиндустриальная компания.<BR><BR><B>Светлое завтра</B><BR>В настоящее время участки леса предоставляются в пользование лесозаготовительным предприятиям преимущественно на срок до 5 лет, что делает работы по восстановлению лесных ресурсов и созданию транспортной инфрастуктуры непривлекательными для них.<BR>Для создания инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса чиновники Минприроды в этом году активно взялись за разработку Лесного кодекса. С начала года на рассмотрении правительства побывал уже не один вариант документа. Последний, сентябрьский, получил одобрение правительства, но был отправлен на доработку (см. "ДП" №207/02, №91/03, www.dp.ru).<BR>В новом Лесном кодексе, по мнению его авторов, предусматривается не только федеральная, но и частная собственность на лесной фонд. Более детально (по сравнению с кодексом 1997 г. редакции) будут прописаны и условия предоставления лесных участков на правах аренды, концессии, безвозмездного срочного и краткосрочного пользования.<BR><BR><B>Заблудились</B><BR><B>в трех соснах</B><BR>Тем не менее у госчиновников нет единого мнения в отношении развития отечественного лесопромышленного комплекса и привлечения иностранных инвестиций в отрасль. Пример -- заявление председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной думы РФ Александра Белякова и заместителя министра промышленности, науки и технологий РФ Сергея Митина.<BR>По мнению первого, иностранные лесопромышленные компании должны быть ограничены в правах на аренду леса в России. А в конкурсах на право долгосрочной аренды лесного фонда должны участвовать только российские предприятия.<BR>Мотивация Александра Белякова не столько экономическая, сколько социальная -- от прихода иностранных инвесторов в лесную отрасль пострадает социальная сфера. "Иностранцы никогда не будут вкладывать деньги в развитие лесных поселков, социальную защиту местных жителей", -- считает он.<BR>Иного мнения придерживается заместитель министра. Сергей Митин считает, что с помощью зарубежных лесопромышленников, пришедших в российский лес и строящих предприятия глубокой переработки древесины, правительство сможет "отработать механизм привлечения инвестиций через концессии лесофонда и льготы по ввозу оборудования".