Гласс даст себя услышать и увидеть

Сбылись сокровенные мечты многих мело- и киноманов: в среду, 26 ноября, в БКЗ "Октябрьский" выступает знаменитый и загадочный Филип Гласс -- один из тех, на ком держится авангардная Америка. Он да еще, пожалуй, Лори Андерсон -- только они не дают нации га

<BR><BR>Сбылись сокровенные мечты многих мело- и киноманов: в среду, 26 ноября, в БКЗ "Октябрьский" выступает знаменитый и загадочный Филип Гласс -- один из тех, на ком держится авангардная Америка. Он да еще, пожалуй, Лори Андерсон -- только они не дают нации гамбургеров и блокбастеров скатиться в полную попсу.<BR>Слушать Гласса, с одной стороны, модно (и здесь выиграли магазины, которые заранее запаслись его альбомами), с другой -- трудно. Он часто не оправдывает надежд, возложенных на него слишком продвинутыми слушателями, но еще чаще -- делает им же такие подарки между музыкальных строк, о которых они и не мечтали. Здесь не работает правило: за чем пойдешь, то и найдешь. У Гласса слушатель находит не то, что хочет найти, а то, что еще как будто не терял. То есть музыкант как будто предвосхищает потерю и заботливо ставит заплатку на место, способное прохудиться. А способность Гласса впадать в патетику на ровном месте выглядит как элемент кликушества: эдакий безумный Мусоргский, разворачивающий перед слушателем музыкальное полотно и сам все более заводящийся от его монументальности.<BR>Детство Гласса не было многообещающим: он родился в 1937 г. в Балтиморе в семье владельца радиомастерской. Отец Гласса, увидев тягу сына к классической музыке, отправил его в музыкальную школу, где мальчик занялся скрипкой, флейтой и фортепиано. Чикагский университет дал Глассу познания в математике и философии, но для познания мира требовался собственно иной мир -- поэтому начинающий музыкант уехал в Париж. Там ему удачно подвернулась работа по нотной записи музыки Рави Шанкара. Ситарист надолго оторвал Гласса от европейской музыки: очарованный индийской культурой, он бросился изучать и ее, и заодно музыку народов Гималаев и Северной Африки.<BR>Считается, что карьеру Гласса следует делить на две части: до написания им в середине 70-х гг. оперы "Эйнштейн на пляже" и после. После бродвейской премьеры оперы в ноябре 1976 г. все заговорили о новом течении в музыке -- по-русски это можно было бы назвать "глассицизм". В переводе на банальный язык, то, что делает Гласс, можно было бы назвать наведением мостов между классикой и популярной музыкой. Хотя сам Гласс терпеть не может, когда его впихивают в какие-то рамки.<BR>В Петербурге у Гласса будет особая миссия. Не только его первое в России выступление, но и показ знаменитого фильма Годфри Реджио "Коянискацци", к которому Гласс написал саундтрек. При создании фильма композитор был полноправным соавтором режиссера -- индуистские обрядовые песнопения, взятые за основу музыки к картине, определили ритм киноповествования и даже стали его скелетом.<BR>Вынь из фильма музыку -- он развалится на части. Но, к счастью, еще никому не приходило в голову смотреть "Коянискацци" без музыки, поскольку среди глухих людей он популярностью не пользуется.<BR>