Петербург "зажигал" вовсю 125 лет назад

Говоря об электрификации Петербурга, много вспоминают о деятельности германской компании "Сименс и Гальске" и прочих иностранцев. Однако отечественных компаний в столице Российской империи работало во много раз больше.

Говоря об электрификации Петербурга, много вспоминают о деятельности германской компании "Сименс и Гальске" и прочих иностранцев. Однако отечественных компаний в столице Российской империи работало во много раз больше.<BR><BR>К 1879 г. в Петербурге на рынке услуг в сфере электроснабжения и электротехники помимо "Сименс и Гальске" работали примерно 10 казенных и частных организаций -- Товарищество электрического освещения Н.П. Булыгина, Товарищество электрического освещения "Яблочков изобретатель и Ко", Товарищество "Электротехник", Минные классы Морского ведомства, Физический кабинет Императорского петербургского университета, Почтово-телеграфное ведомство, Экспедиция заготовления Государственных Бумаг и др. В своих рекламных материалах частные фирмы указывали, что они принимают заказы на электрооснащение и освещение вокзалов, фабрик, заводов, клубов, гостиниц, мостов, улиц и площадей.<BR>Фактически 125 лет назад в Петербурге уже существовал рынок электричества. По стечению обстоятельств почти в это же время, в 1879 г., вышло решение британского парламента, в котором за электричеством не только признавалось право на жизнь -- дальновидные англичане запретили заниматься внедрением электричества компаниям газового освещения из боязни, что те "придушат конкурента в колыбели".<BR><BR><B>Хроники электричества</B><BR>До конца 1870-х жизнь электрического Петербурга была достаточно вялой.<BR>Первые опыты по передаче электрического тока по рельсам прошли в городе в 1874-76 гг. Еще через год в помещениях Артиллерийского ведомства уже горели шесть электроламп системы инженера Чиколева. Летом 1877 г. на Охтинском пороховом заводе было оборудовано электроосвещение внутрицеховых помещений -- снаружи, через окна, с помощью оптических приспособлений.<BR>В апреле 1878 г. появился первый действительно крупный заказ: председатель Городской комиссии по постройке Литейного моста Кавос обратился к специалисту Чиколеву с просьбой разработать систему электроосвещения для этого объекта. Исполнитель разработал два проекта -- для газа и для электричества. Выбрали электричество, но трубы для светильного газа городская управа все же проложила, так, на всякий случай. Через год, 17 апреля 1879 г., в 21.00 все 12 фонарей по 350 свечей зажглись для пробы, а затем горели без перерыва 224 дня -- до 10 мая 1880 г. Интересны условия контракта с Товариществом Яблочкова: срок эксплуатации системы электроснабжения составлял 10 лет; кроме того, были установлены штрафы "за потухание". При этом городская управа брала в залог паровую динамомашину, все столбы, провода и лампочки. Но процесс так или иначе пошел: в том же году был выполнен проект перевода на электроосвещение Николаевского моста.<BR>В концу 1879 г. наружное освещение уже работало: у Большого театра (ныне это здание Консерватории), на Балтийском, Путиловском и Обуховском заводах, в саду "Ливадия" в Новой деревне и на заводе Берда.<BR>Кроме того, инженер Чиколев выполнил освещение наплавного Дворцового моста, а после начала ледохода электрооборудование перенесли на Екатерининскую площадь перед Александрийским театром.<BR><BR><B>200 рублей за лампочку</B><BR>Следующий 1880 г. стал годом электрических рекордов Петербурга. Электрическое освещение впервые применили в одной из фотографий на Невском проспекте; в городе прошла первая петербургская электротехническая выставка по восьми тематическим разделам. В сентябре 18 ламп системы Сименса освещали выставку садоводства в Соляном городке и 16 ламп -- выставку картин Айвазовского. В том же году фирма Гоппе на Вознесенском проспекте стала использовать электрическое освещение для типографских работ, а внутренние помещения гостиницы "Демут" осветили 10 лампами системы Чикалева. Кроме того, был подготовлен проект полного перевода городского уличного освещения с газового на электрическое, и состоялось обсуждение двух глобальных проектов -- устройства ветроэнергетических установок на Канонерском острове и "канализации электричества". Под "канализацией" имелось в виду строительство одной мощной общегородской электростанции (ранее для освещения каждого объекта применяли автономную энергетическую установку, то есть паровую машину и динамогенератор, для которых строилось отдельное помещение вне объекта) и передача электроэнергии по подземным кабелям в свинцовой оболочке к объектам-потребителям. Тогда же Товарищество "Электротехник" обратилось в городскую управу за разрешением провести электроосвещение во все дома Невского проспекта от Адмиралтейства до Аничкова моста, а заодно осветить и сам проспект. Характерная деталь тех лет: в расчетах перевода газового, керосинового и свечного освещения на электрическое всегда присутствовали экологические аспекты, как то: снижение загазованности, температуры воздуха, отсутствие копоти и жировых отложений на оборудовании, потолках и людях.<BR>В 1881 г. электрический свет появился уже в Гатчинском дворце Его Императорского Величества. О высоком уровне тогдашних петербургских электротехнических разработок свидетельствует тот факт, что на Парижской международной электрической выставке 1881 г. 29 отечественных экспонентов получили 19 наград. В 1882 г. в Петербурге уже действовали правила техники безопасности при применении электричества в быту. Уже работал кабельный завод Сименса, первые электромагнитные "самозаводные" часы, электрические будильники, автономные школьные электрические звонки и системы электрической охранной сигнализации.<BR>Цены на электроуслуги и электрооборудование были в те годы далеко не демократичными. Новая большая лампа в 350 свечей стоила 200 рублей (при этом ножная швейная машинка "Зингер" -- 40 рублей), электросчетчик -- 40 рублей, час работы лампы в 350 свечей -- 35 копеек, в 16 свечей -- 3,5 копейки. Прокладка проводов из расчета на "одну большую лампу" обходилась заказчику в 40 рублей, на малую -- 2 рубля.