00:0019 ноября 200300:00
18просмотров
00:0019 ноября 2003
В Петербурге появился проект освоения искусственных территорий вокруг дамбы и на западной оконечности острова Котлин.
<BR><BR>В Петербурге появился проект освоения искусственных территорий вокруг дамбы и на западной оконечности острова Котлин.<BR><BR>Там в ближайшие несколько десятилетий образуется новый, совершенно автономный город с населением 1 млн человек и площадью около 80 км2.<BR>Этот проект был представлен на только что прошедшей в Петербурге выставке "Акватерра". Один из его авторов -- Казимир Кондратович, заведующий кафедрой динамики атмосферы и космического землеведения Российского государственного гидрометеорологического университета.<BR><BR>-- Я считаю, что целесообразно объединить железнодорожный, морской и речной вокзалы в единый транспортный узел в непосредственной связи в Кронштадте.<BR><BR>-- Что Вы подразумеваете под единым транспортным узлом?<BR>-- Очередность строительства транспортных узлов мне представляется следующей: 1 -- морской порт, 2 -- аэропорт, 3 -- речной порт, 4 -- железнодорожный вокзал.<BR>В настоящее время Петербург имеет единственный аэропорт -- Пулково. Его возможности для увеличения имеющихся взлетно-посадочных полос, а также для строительства новых -- исчерпаны.<BR>Оптимальным вариантом является размещение нового аэропорта в акватории Невской губы. Такой вариант имеет ряд преимуществ. Во-первых, неограниченные возможности по площади летного поля, длине и направлениям взлетно-посадочных полос. Во-вторых, возможность обеспечения нормативных санитарно-защитных зон и зон безопасности, нереальных при размещении аэропорта на территориях, окружающих Петербург. В-третьих, идеальные условия для взлета, подлета и разворотов над водной поверхностью.<BR><BR>-- Не приведет ли такое массовое вмешательство в природную среду к ее деградации?<BR>-- К сожалению, в течение почти 300 лет Невская губа использовалась как городская свалка, о чем можно косвенно судить по тому, что в городской черте в XVIII-XIX веках отсутствовали городские свалки и скотомогильники, их функции выполняла "маркизова лужа".<BR>Поэтому в настоящее время речь может идти не о нарушении, а о восстановлении давно и сильно нарушенной экологии Невской губы. Забор грунта для искусственных территорий позволит углубить и выровнять дно Невской губы, стимулировать природные процессы, в результате которых восстановится природная среда, существовавшая до строительства Петербурга. Водоснабжение новых территорий непосредственно зависит от степени очистки сточных вод Петербурга.<BR>Первоочередное сооружение речного и морского портов на западной оконечности острова Котлин может быть осуществлено с одновременным устройством гаваней путем переноса грунта с акватории гаваней на остров.<BR>-- Насколько экономически обоснован Ваш проект?<BR>-- Критерием экономичности настоящего градостроительного прогноза является сравнение стоимости квадратного метра застраиваемой поверхности на искусственных территориях со стоимостью квадратного метра земли в границах современного Петербурга.<BR>Также стоит принять во внимание то, что прогнозом предполагается создание огромной инвестиционной емкости, тогда как в Петербурге инвестиционный пейзаж механически складывается из множества мелких объектов.<BR>В настоящее время застройка в существующих границах Петербурга складывается под воздействием ряда факторов. Во-первых, установились жесткие границы федеральных и частных землевладений, в связи с чем экстенсивное расширение города путем изъятия земель в приказном порядке стало невозможным. Во-вторых, строительство приобрело ярко выраженный выборочный и уплотнительный характер путем застройки отдельных участков и ограниченных территорий, повышающий качество городской застройки, но вынужденный подчиняться сложившейся планировочной и инженерной инфраструктуре города. Сейчас наблюдается рост стоимости городских земель, уже сопоставимой по стоимости с возводимыми на них зданиями. Стоимость земли под строительство складывается из расходов на инженерную и транспортную инфраструктуры, городского и федерального налогов и рыночной наценки.<BR>В настоящее время перечисленные расходы превосходят стоимость создания искусственных территорий в акватории мелководной Невской губы, причем этот разрыв имеет устойчивую тенденцию к расширению, так как стоимость квадратного метра земли в городской черте никогда не будет снижаться, тогда как себестоимость квадратного метра искусственных территорий может быть снижена путем использования современных технологий. Данные предложения и расчеты были направлены губернатору Петербурга Валентине Матвиенко".
<P>
<B>КОММЕНТАРИЙ</B><BR>
"Это чистой воды фантазия"<BR>
<B>Александр Пошивай</B>, генеральный директор ЗАО "Арктур-Трэвел":
<P>
"Я знаком с этой темой, поскольку наша компания является ответственной за реализацию проекта по созданию морского пассажирского комплекса на острове Канонерский. Предлагаемый же проект освоения искусственных территорий в районе Кронштадта -- чистой воды фантазия, под которой нет реальной основы. Хотя следует отдать должное оригинальности подхода и нестандартности мышления.<BR>В настоящее время стоит вопрос о завершении работ по строительству дамбы, которое, дай Бог, закончить за 4-5 лет. Сейчас, по сути, стоит вопрос о затыкании дыр. Я уверен, что в ближайшие 20 лет железной дороги, проходящей по дамбе, не будет. Кронштадт для осуществления всех этих планов не является инвестиционно привлекательным местом. Во-первых, потому что это остров, который требует огромных вложений в инфраструктуру. Например, для того чтобы проложить железную дорогу, необходимо отсыпать одну треть того объема, который пошел на строительство дамбы. Это огромные затраты. Во-вторых, в Кронштадте имеются проблемы с обеспечением электроэнергией и т.д.<BR>Таким образом, в ближайшие 50 лет вряд ли возможно говорить о реализации проекта. В далеком будущем, даже если он будет осуществляться, то с существенными коррективами".