Некоторые эксперименты с налогами негативно влияют на субъекты Федерации

У предпринимателей почти не остается шансов получить налоговые льготы

<BR><BR><B>У предпринимателей почти не остается шансов получить налоговые льготы</B><BR>Все идет к тому, что регионы всеми силами будут выжимать налоги из бизнеса. Перемены в фискальной политике государства к этому вынуждают.<BR><BR>Из совокупных налоговых поступлений субъектам Федерации перепадает все меньше и меньше. Их доля в налоговых доходах 1998 г. составляла 55%, а доля федерального бюджета -- 45%. В 2002 г. доля субъектов Федерации опустилась до 41%, а федерального бюджета выросла до 59%.<BR><BR><B>Не получилось</B><BR>В общем в результате реформы бюджеты теряют деньги и впадают в зависимость от центральной власти. Например, после отмены в 2003 г. налога на пользователей автодорог регионы потеряли существенный источник пополнения дорожных фондов.<BR>Чтобы компенсировать потери, правительство с 1 января 2003 г. увеличило ставки акцизов на нефтепродукты на 30% и изменило систему уплаты этого налога: его платят не только нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а каждый перепродавец топлива, от завода до потребителя. Затем налог зачитывается всем, кроме последнего продавца, то есть автозаправочной станции (АЗС). Она продает топливо потребителю с учетом налога.<BR>По замыслу авторов благодаря такой системе налоговые поступления равномерно распределятся по региональным дорожным фондам. Так как АЗС рассредоточены по регионам пропорционально протяженности дорог и потоку автомобилей.<BR>Чтобы вся эта система заработала, каждый участник (производитель, оптовик, розничный торговец) должен добровольно получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Нефтетрейдеры не бросились получать свидетельства. Например, розничной сети АЗС для этого нужно иметь в собственности более 50% АЗС. Часто розничные торговцы в Петербурге их арендуют, а оптовики арендуют нефтебазы. Кроме того, торговцам после получения свидетельства придется искать дополнительные оборотные средства, так как акциз вернется месяца через 2-3, то есть брать на это время кредит в банке.<BR>Один из вариантов исправить сложившуюся ситуацию -- обязать всех участников рынка получить свидетельство. Пока это дело добровольное.<BR><B>Акцизы на водку и пиво</B><BR>вместо...<BR>Со следующего года регионы потеряют в качестве источника дохода налог с продаж. Его доля в налоговых доходах Петербурга составляет 9%, почти 4 млрд рублей.<BR>Компенсировать потери регионы смогут акцизами, в частности на алкогольную продукцию. Правительство намерено в 2004 г. повысить их в среднем на 10-12%. Они должны индексироваться с учетом инфляции.<BR>Однако любое повышение акцизов на алкоголь приводит к тому, что производители водки и пива пугают спадом производства. Так было в 2000 г., когда акциз на производство водки и ликероводочной продукции вырос на 40%, и в 2003 г., когда налог поднялся на 15%. И действительно, с 2000 г., по данным официальной статистики, производство алкоголя сократилось в среднем на 15%.<BR>В правительстве объясняют это тем, что производители прячутся от налогов в тени. И правильно делают: в цене водки 70% занимают налоги, есть чем рисковать, укрываясь от налогов.<BR>