Минздрав упрекает фармацевтов

Реклама лекарств перейдет с экранов телевизоров на мониторы

<BR><BR><B>Реклама лекарств перейдет с экранов телевизоров на мониторы</B><BR>Минздрав России хочет запретить рекламу лекарственных средств на радио и телевидении.<BR><BR>Об этом в конце октября 2003 г. заявила заместитель министра здравоохранения Татьяна Стуколова.<BR>Это предложение встретило безусловную поддержку врачей, которые со своей стороны отметили резкий рост жертв самолечения. А в числе главных причин назвали рекламу лекарств.<BR>Ситуацию на современном российском фармацевтическом рынке заместитель министра здравоохранения охарактеризовала как "аптечный бум", спровоцированный жадными до прибыли фармацевтическими компаниями, которые беззастеничиво пользуются "низкой потребительской культурой" жителей России.<BR>Высказывания Татьяны Стуколовой не лишены оснований: многие россияне падки на целительные чудеса, которые зачастую обещает реклама (в этой связи нельзя не упомянуть всероссийский "телемаркет" некоторых биологически активных добавок -- который, несмотря на уже принятый запрет, тем не менее часто мелькает на телеэкранах).<BR><BR><B>Легкое поведение</B><BR><B>людей в белых халатах</B><BR>Весной нынешнего года Минздрав принял концепцию "охраны здоровья здоровых", объявил о высокой роли профилактики, из уст министра здравоохранения неоднократно звучали призывы есть больше фруктов и овощей, а не лекарств. В свете этого вполне можно понять высказывания заместителя министра о "неоправданно высоком спросе" на лекарственные средства. Но, как известно, спрос рождает предложение, а не наоборот.<BR>Авторитет традиционной медицины среди населения на сегодняшний день находится ниже всякого допустимого уровня. Непрозрачность процессов госзакупки лекарств и отсутствие общественного контроля над процессами лекарственного обеспечения привели к нерациональным тратам бюджетных средств и как следствие -- к неудовлетворительному снабжению лечебных учреждений. В итоге люди в большинстве случаев вынуждены идти в больницы со своими шприцами и лекарствами. Мотивация повторного обращения к людям в белых халатах, тем более в случаях легкого недомогания, -- практически нулевая. Отсюда и тяга к самолечению.<BR><B>Кое-что еще помним</B><BR>Выписывание врачами лекарств -- тема, которая заслуживает особого упоминания. Не так давно в лечебных учреждениях появились должности клинических фармакологов, призванных разрабатывать и внедрять во врачебную практику наиболее эффективные схемы применения лекарственных средств, опираясь и на их стоимость на рынке. Однако никаких особенных полномочий клиническим фармакологам предоставлено не было, несмотря на то что именно они должны играть ключевую роль в схемах назначения лекарств. Большинство врачей назначает лекарства исходя из той информации, которой они располагают, -- как правило, это информация, которую дают им представители фармфирм либо полученная ими еще во время обучения в мединституте. Специальным информированием врачей о ситуации на фармацевтическом рынке никто не занимается. Часто возникают ситуации, когда назначаемые лекарства давно аннулированы. Например, в октябре этого года, по данным справочной телефонной службы "Общественное здравоохранение", такими препаратами были: ингакорт (аэрозоль), калий-нормин (таблетки), умкалор (раствор).<BR><BR>Если все нельзя,<BR><B>значит -- все можно</B><BR>Для фармацевтического рынка действуют практически те же законы, что и для других товарных рынков. Если запретят рекламу лекарств и при этом умудрятся добиться выполнения этого запрета, кто знает, какие тогда формы примет фармацевтическая реклама? Вероятнее всего, начнется более активное "зомбирование" лечащих врачей медицинскими представителями фармфирм, активно развернется реклама по типу директ-мейла -- т.е. массовые почтовые (через обычную и электронную почту) рассылки, содержание которых никто проконтролировать уже не сможет.<BR>Наиболее эффективным решением вопроса с рекламой лекарственных средств будет все же не ее запрет, а жесткий и аргументированный контроль содержания (например, требование указывать возможность побочных действий и необходимость совета врача). Требование запрета в этом случае может говорить лишь о признании попыток контроля над фармрынком несостоявшимися.<BR><BR>Владимир Кириллов,<BR><B>генеральный директор</B><BR>ООО "ФАРМиндекс"<BR>специально для "ДП".