00:0014 ноября 200300:00
87просмотров
00:0014 ноября 2003
В Российском этнографическом музее открылась выставка "Превращения: современное искусство индейцев и инуитов Канады" (при поддержке Генерального консульства Канады в Санкт-Петербурге).
<BR><BR>В Российском этнографическом музее открылась выставка "Превращения: современное искусство индейцев и инуитов Канады" (при поддержке Генерального консульства Канады в Санкт-Петербурге).<BR>Если североамериканских индейцев знают все хотя бы по вестернам, то инуиты знакомы немногим -- этот немногочисленный народ состоит в близком родстве с нашими эскимосами.<BR><BR><B>Шаман с компьютером</B><BR>Символ выставки -- работа малисита (индейца) Лэнса Беланжера, мастера инсталляций: на причудливо распластанной шкуре гренландского тюленя разложена начинка компьютера. Таким образом парадоксально перемешиваются традиции в искусстве североамериканских народов и современная цивилизация. Что мы знаем о североамериканских народах? Да не больше, чем о наших чукчах или эскимосах: живут в страшном холоде, по колено в снегу, умеют разговаривать с животными, заговаривать кровь и категорически не желают приспосабливаться к новшествам цивилизации. А в изобразительном искусстве, мол, они способны только на бытовые сценки или анималистические работы.<BR>Но это такие же враки, как представление о русских, вечно разгуливающих в ушанках с медведями на поводке в одной руке и балалайкой -- в другой, или об итальянцах, пожирающих ведрами спагетти и цепляющихся к каждой юбке. Именно обособленность культурного фундамента индейцев и инуитов дала возможность их талантам, получившим стандартное художественное образование, перейти на качественно новый уровень искусства. Шаман с компьютером, и оба довольны друг другом -- это больше похоже на современную жизнь северных народов Канады.<BR><BR><B>Парадоксальность</B><BR><B>и мифологичность</B><BR>Художники-индейцы на этой выставке убедительно доказывают, что их работы абсолютно самостоятельны. Каждый из них ищет свой путь и способ передачи, возрождения и сохранения знаний о традиционной культуре индейцев. При этом каждый из них, обучаясь в художественных школах и училищах, сталкивался с тем, что эталоном искусства во всех "белых" странах называли искусство Европы.<BR>Индеец Джим Логан, представивший на выставке свою работу "Олимпиец" (гениальный парафраз "Олимпии" Мане), говорит: "Является ли это искусство эталоном, и если является, почему его следует рассматривать в качестве идеала, к которому нужно стремиться? Что лежит в основе истинного мастерства, как рождается мастер?"<BR>То же -- с инуитами. Жизнь инуитов сложна, наполнена ежедневными лишениями, многие из них прошли через интернаты для детей инуитов, и те из них, кто сохранил в себе любовь к искусству, -- это очень мужественные люди. Каждый художественно одаренный инуит прежде всего костерез, потому что из поколения в поколение передается искусство резьбы по моржовому бивню и по камню. Парадоксальность, мифологичность сознания инуита-художника позволяют ему соединять традиционные материалы с совершенно авангардистскими приемами.<BR><BR>Это не примитив!<BR>Полноправному развитию индейского и инуитского искусства мешают термины "примитивное" и "этническое" искусство, которые использовали западные искусствоведы практически как синонимы, чтобы разграничить "высокое" классическое искусство белого человека и культуру другой расы, другой этнической группы (у которой "высокое" искусство порой заимствовало сюжеты и приемы). Следуя принятой терминологии, искусство коренных народов Америки рассматривается как нечто второстепенное или частично заимствованное.<BR>Но если бы зритель не знал, что это выставка индейско-инуитских работ, он непременно решил бы, что здесь собраны потрясающе авангардные произведения несомненно очень модных и дорогих художников.