У НДС-счетов слабые перспективы "Схема обхода уже придумана"

Минэкономразвития считает преждевременным введение НДС-счетов. Такое мнение высказал заместитель министра экономического развития и торговли РФ Аркадий Дворкович.

Минэкономразвития считает преждевременным введение НДС-счетов. Такое мнение высказал вчера заместитель министра экономического развития и торговли РФ Аркадий Дворкович. Минфин и МНС предлагают ввести НДС-счета с 1 июля 2004 г. с переходным периодом в 1 год. Согласно готовящемуся законопроекту все без исключения хозяйствующие субъекты должны открыть счета, на которые будет перечисляться НДС, в том числе при экспортных сделках. По мнению разработчиков, эта мера позволит упорядочить возмещение государством НДС и бороться с так называемом "лжеэкспортом".<BR>В Министерстве финансов и Министерстве по налогам и сборам затрудняются ответить на вопрос, когда правительство внесет соответствующий законопроект на рассмотрение Государственной думы. Тем не менее можно предположить, что рассмотреть его в этом году нижняя палата Федерального собрания все равно не успеет. (К.У.)<BR><BR><b>"В таком случае придется снизить ставку НДС"</b><BR><BR><i>Андрей Белоусов, генеральный директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:</i><BR><BR>"Естественно, у предлагаемой схемы уплаты НДС есть серьезные минусы. И главный -- это отвлечение оборотных средств предприятий. Но МНС рассуждает очень просто. Налоговые органы считают, что на самом деле ликвидируется канал кредитования предприятий за счет налога на добавленную стоимость, который находится у них в обороте. У фирмы остатки НДС образуются ежедневно, и изымаются они из оборота только раз в квартал. И сейчас предприятия пользуются этими остатками. А после введения спецсчетов государство перестанет их кредитовать таким образом. Понятно, что для предприятий это плохо. Но для МНС -- хорошо. Дополнительная нагрузка с введением НДС-счетов ложится как раз на тот сектор, развитие которого то же самое правительство пытается максимально стимулировать путем снижения или перераспределения налогового бремени. В первую очередь, это перерабатывающая промышленность. Большую часть НДС платят машиностроение, пищевая промышленность и другие. То есть отрасли конечной обработки. Поэтому введение спецсчетов прежде всего ударит по ним. Если мы все-таки пойдем по этому пути, то, на мой взгляд, спецсчета необходимо вводить одновременно с серьезным снижением самой ставки НДС. Хотя бы до 16%. Тогда, скорее всего, облегчение налогового бремени будет уравновешиваться ужесточением налогового администрирования. Кроме того, конечно же, необходимо точно рассчитать, достаточно ли у государства, как модно сейчас говорить, административного ресурса для того, чтобы эта мера была эффективной. Есть подозрение, что из-за технических сложностей проконтролировать все НДС-счета не удастся".<BR><BR><i>Аркадий Дворкович, заместитель министра экономического развития и торговли РФ:</i><BR><BR>"Спецсчета - действительно жесткий режим администрирования НДС, который радикально может улучшить сбор этого налога. Но есть проблемы. И они лежат в совершенно разных плоскостях. Первая проблема -- юридическая. Возникает вопрос: законно ли ограничивать право собственности на денежные средства, имеем ли право ставить одного кредитора -- государство -- в приоритетное положение по отношению к другим, и прежде всего в процессе банкротства. Ответы не очевидны.<BR>Вторая проблема лежит в финансовой плоскости, в микроэкономике. Введение спецсчетов приведет к существенному отвлечению оборотных средств предприятий. Причем в отраслях, где доля добавленной стоимости относительно высока. Таким образом, это несколько противоречит нашей другой задумке -- снижать налоговую нагрузку на тех, у кого высокая степень добавленной стоимости. К тому же возникнет куча проблем с кредитованием. И наконец, третья проблема -- бюджетная.<BR>Совершенно не очевидно, что при увеличении сбора НДС, которое может произойти при введении спецсчетов, увеличатся бюджетные доходы. Налогоплательщики просто могут расширить схемы обхода по другим налогам -- по налогу на прибыль, ЕСН, подоходному налогу, -- чтобы общий уровень изъятий оставить тем же самым. Таким образом, мы вроде бы решим проблему НДС, а с другой стороны, не решим проблему бюджетных доходов в принципе. Кроме того, знакомые предприниматели говорят мне, что схема обхода спецсчетов уже придумана. Тем не менее с чисто математической точки зрения модель спецсчетов -- рабочая. Ее надо более серьезно обсуждать".<BR><BR><B>"Будут нарушены права экспортеров"</b><BR><BR><i>Алексей Маслов, юрисконсульт юридической компании TaxHelp</i>:<BR><BR>"НДС-счета в том виде, в каком их предлагает правительство, потребуют изменений не только налогового законодательства, но и Гражданского кодекса.<BR>Более того, я уверен, что при их введении может возникнуть коллизия с Конституцией. Ведь могут быть нарушены права собственности экспортеров.<BR>Дело в том, что по задумке правительства средства, перечисляемые из бюджета в порядке возврата НДС экспортерам, будут также замораживаться на специальных счетах. И использовать их можно будет опять же только для уплаты НДС. А это является нарушением конституционных норм и может привести к многочисленным обращениям в Конституционный суд (КС).<BR>Кстати, хочу напомнить, что в свое время КС уже вынужден был издать постановление, согласно которому нормы налогового законодательства должны гармонизироваться с Гражданским кодексом".<BR><BR><B>"Это невозможно технически"</b> <br><br><i>Иван Хаменушко, партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и Партнеры":</i><BR><BR>"Статья 5 Налогового кодекса требует, чтобы любые налоговые новации, влекущие за собой ухудшение положения налогоплательщиков, были опубликованы не позднее 1 декабря каждого года. Вступить же в действие они могут не ранее начала следующего налогового периода.<BR>По налогу на добавленную стоимость этот период колеблется от месяца до одного квартала в зависимости от масштабов хозяйственной деятельности организации. Таким образом, если Госдума и Совет Федерации не примут соответствующие поправки к НК в ближайшее время и они не будут опубликованы в течение 2 недель, то со спецсчетами по уплате НДС правительству придется повременить.<BR>Более того, для введения специальных счетов изменить только статью 21 Налогового кодекса, регламентирующую порядок уплаты НДС, недостаточно. Нужно внести изменения еще и в статью 855 ГК. Потому что спецсчета позволяют дать приоритет бюджету в обход этой нормы".