Модельный бизнес поднимает паруса

Судостроение в Петербурге -- самый заметный бизнес, как по размерам конечной продукции, так и по объемам заказов. Однако помимо больших танкеров и миноносцев, на берегах Невы "со стапелей" ежегодно сходят десятки кораблей, размеры которых измеряются не де

<BR><BR>Судостроение в Петербурге -- самый заметный бизнес, как по размерам конечной продукции, так и по объемам заказов. Однако помимо больших танкеров и миноносцев, на берегах Невы "со стапелей" ежегодно сходят десятки кораблей, размеры которых измеряются не десятками или сотнями метров, а сантиметрами или дюймами.<BR><BR>Изготовители мини-кораблей тоже ведут активную бизнес-жизнь. Только в соответствующем масштабе. Речь о миллиардных заказах, конечно, не идет, однако общий объем судомодельного рынка Петербурга все равно значителен и, по разным оценкам, составляет от $300 до $600 тыс. в год.<BR><BR><B>Долгострой</B><BR>О точных объемах продаж на петербургском судомодельном рынке говорить довольно сложно. Однако сами участники рынка считают, что вряд ли количество проданных мини-кораблей значительно больше 50. На изготовление каждой модели уходит несколько месяцев, а то и лет. Большая трудоемкость процесса, естественно, отражается на ценах, а также на размерах потенциальной аудитории клиентов. Цены современных мини-кораблей и катеров варьируются в диапазоне от $2 тыс. до $8 тыс. Старинные же модели нередко значительно дороже $10 тыс.<BR>"Стоимость зависит не только от размера и степени подробности деталей. Основную роль играет совокупность факторов. Скажем, заказывается модель парохода начала прошлого века, -- рассказывает генеральный директор компании "Квартета" Юрий Баранов. -- Есть только общие чертежи. И для того чтобы создать точную копию, требуется поднять массу архивного материала: какие были якоря в то время, какие палубные механизмы, какие двери. Требуется найти изображения подобных судов. Надо придумать технологию сборки модели. Многое зависит и от материала, из которого изготавливается копия. Например, красный ходовой огонь можно изготовить из оргстекла, а можно и из рубина. Некоторые клиенты заказывают пушки из золота, а белые детали -- из бивня мамонта".<BR><BR><B>От хобби к бизнесу</B><BR>Изготовлением мини-кораблей в городе занимаются около полудюжины компаний и еще несколько десятков частных мастеров. Несколько профессиональных судомодельных мастерских работает на судостроительных заводах еще с советских времен.<BR>Для большинства петербургских предпринимателей постройка и продажа мини-кораблей -- пока не главный вид заработка. К примеру, "Квартет" занимается проектированием судов и является дилером Volvo Penta, а основной бизнес владельца Петербургской судомодельной галереи Игоря Перцева -- автосигнализация и т.д. И менеджеры, и мастера в один голос уверяют, что занимаются судомоделированием в первую очередь ради удовольствия от самого процесса. "С точки зрения бизнеса эта деятельность довольно сложна, -- замечает Юрий Баранов, -- но она приносит максимальное удовлетворение участникам". "Если бы на свой основной бизнес я тратил столько же времени, сколько уходит на корабли, я был бы сказочно богат", -- то ли в шутку, то ли всерьез заявляет Игорь Перцев.<BR>Однако в последние год-два ситуация на рынке начала постепенно меняться, и сейчас судомоделизм превращается из бизнес-хобби во вполне серьезный бизнес. По мнению Юрия Баранова, судомоделизм уже может становиться профилирующим видом деятельности для небольших компаний. Новые технологии позволяют удешевить себестоимость продукции, что положительно сказывается на рынке сбыта. Для открытия бизнеса требуется вложить до $100.000, которые можно окупить за 3-4 года.<BR><BR><B>Амбициозные клиенты</B><BR>По наблюдениям бизнесменов, потребителей судомодельной продукции можно разделить на три больших класса. Одни заказывают "красивые игрушки" -- копии своих собственных судов и яхт. Говорят, клиенты подобного рода нуждаются в постоянном удовлетворении своих амбиций: сезон, длящийся 4-5 месяцев, быстро заканчивается, а продемонстрировать своим знакомым любимое плавсредство, оригинал которого часто вообще находится за границей, хочется всегда. Еще 3-4 года назад этой группы клиентов не было вообще. Сегодня основной прирост клиентуры происходит за счет таких заказчиков.<BR>Кроме того, постоянными потребителями судомодельной продукции являются проектные организации и судостроительные заводы. "Конечно, сегодня можно сделать трехмерное изображение на компьютере -- но модель все равно нагляднее", -- говорит начальник судомодельной мастерской при ЦМКБ "Алмаз" Александр Матвеев.<BR>Еще одну большую группу клиентов составляют коллекционеры и музеи. Для них создаются либо серии судов определенного типа, либо отдельные модели для конкретных экспозиций. Немало заказчиков петербургские бизнесмены находят и за границей. Иногда в этих случаях доходит до курьезов. "Один американец заказал нам модель судна по фотографии. За 4 месяца мы написали друг другу около 100 писем, в которых обговорили все тонкости, чтобы наша модель идеально соответствовала этой фотографии", -- вспоминает Игорь Перцев. -- Сделали. Отправили. Только вот американец получил совсем не то, что хотел. Модель при перевозке сильно деформировалась, и теперь мы судимся с авиакомпанией KLM, пытаясь вернуть страховку за потерянные 60% от стоимости хрупкой модели.