00:0012 ноября 200300:00
13просмотров
00:0012 ноября 2003
50% российского рынка синтетических моющих средств контролируют две зарубежные компании
<BR><BR><B>50% российского рынка синтетических моющих средств контролируют две зарубежные компании</B><BR>Рост отечественного рынка стиральных порошков, или синтетических моющих средств (СМС), в большей мере происходит в денежном выражении, нежели в натуральном. Что свидетельствует о росте более дорогих секторов рынка.<BR><BR>По данным ACNielsen, за январь-август 2003 г. продажи стиральных порошков в России выросли по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. на 3,2% в натуральном и на 14,7% -- в денежном выражении.<BR>Аналитики ACNielsen прогнозируют, что к концу 2003 г. российский рынок СМС вырастет еще на 0,8% в натуральном выражении и на 2,3% -- в денежном.<BR>При возможности ежегодно производить более 900 тыс. т СМС реально в стране производится в 2 раза меньше (см. табл.). Основная причина -- в износе оборудования на многих предприятиях, запущенных в 70-80-х гг., и в невозможности производить современную продукцию -- порошки с биодобавками и отбеливателями.<BR><BR><B>Лидеры наполовину</B><BR>Лидирующие позиции на российском рынке СМС занимают транснациональные компании -- Procter&Gamble и Henkel, контролирующие около 50% рынка. Прочно обосновавшись в России, они не собираются сдавать свои позиции. У Procter&Gamble собственная производственная площадка в Тульской области, мощности которой составляют около 22% всех российских мощностей по выпуску стиральных порошков. Henkel в России имеет три завода -- в Ленинградской, Саратовской областях и Перми. Их суммарная мощность составляет 230 тыс. т СМС, или 25% всех производственных мощностей этого рынка.<BR>Остальные 53% всех производственных мощностей в России по выпуску стиральных порошков приходятся на предприятия с отечественным капиталом. Крупнейшие из которых -- ЗАО "Аист", ОАО "Концерн "Калина", ОАО "Нэфис Косметикс", ОАО "Сода" и ОАО "Косметическая фирма "Весна" (см. табл.).<BR>"Соотношение сил и уровень конкуренции на рынке СМС на сегодняшний день говорят о стабильности рынка, -- отмечает менеджер по внешним связям Procter&Gamble Константин Дубинин. -- Думаю, что в ближайшее время ситуация существенно не изменится".<BR><BR><B>Чисто русские</B><BR>Несмотря на примерно равное соотношение сил на рынке между российскими и западными игроками, далеко не все отечественные предприятия могут производить конкурентоспособную продукцию. По данным НПАО "РОССА", в выпуске порошков с биодобавками и отбеливателями доля чисто российских предприятий составляет около 20%. Возможности же основного количества заводов позволяют производить только простейшие порошки, спрос на которые с каждым годом снижается (хотя их стоимость почти в 2 раза ниже стоимости порошков с добавками).<BR>Однако сдавать позиции отечественные производители синтетических моющих средств не намерены. В последние годы современные производственные линии введены на ОАО "Косметическая фирма "Весна" (Самара), ООО "Бридж" (Энгельс). На казанском ОАО "Нэфис Косметикс" проведена реконструкция производства порошкообразных средств. В ближайших планах предприятия -- строительство нового завода синтетических моющих средств.<BR><BR><B>Новые направления</B><BR>На увеличение присутствия ведущих игроков на рынке синтетических моющих средств играет освоение новых секторов рынка. В частности, сектора жидких моющих средств, которым, по мнению игроков российского рынка, принадлежит будущее. Если в США жидкие моющие средства вытесняют стиральные порошки и составляют 70% от объема продаж СМС, а в Западной Европе -- 30-50%, то в России этот сектор развит слабо.<BR>"Сектор гелей для стирки будет расти в зависимости от используемых тканей, культуры ношения вещей и культуры их стирки, -- говорит Константин Дубинин. -- Жидкие моющие средства рассчитаны для регулярной стирки, чтобы вещи не занашивались". Поэтому операторы рынка практически одновременно приступили к освоению этого сектора. В апреле 2003 г. жидкие моющие средства стало производить и ОАО "Хенкель-Эра". ОАО "Нэфис Косметикс" также запустило новую линию по производству жидких моющих средств (ТМ BiMAX Gel). Одним из первых на рынок гелей для стирки вышла компания Procter&Gamble, запустившая их производство осенью 2002 г.