Старый друг лучше новых двух

Петербургские операторы сотовой связи переманивают клиентов у конкурентов

<BR><BR><B>Петербургские операторы сотовой связи переманивают клиентов у конкурентов</B><BR>Рынок сотовой связи Петербурга и Ленинградской области подошел к порогу насыщения. Операторы вынуждены наращивать абонентскую базу, переманивая абонентов друг у друга.<BR><BR>В сентябре 2003 г. количество абонентов в Петербурге и области увеличилось примерно на 32% относительно февраля 2003 года (более чем на 1 млн человек) -- до 3,15 млн человек. Темпы роста опередили российские показатели. С начала года количество "мобилизованных" россиян увеличилось на 8%.<BR>Специалисты компании J'son&Partners прогнозируют, что к концу 2003 г. количество абонентов в Петербурге и области увеличится до 3,5 млн человек. Если учесть, что население Петербурга и области составляет 6,34 млн человек. получается, что уровень проникновения сотовой связи в регион составит более 55%. По мнению консультанта компании Оксаны Понкратовой, неожиданно высокий прирост абонентской базы в целом по России связан с введением новых тарифных планов и маркетинговой активностью операторов. "Дальнейший рост базы возможен при охвате новых целевых групп", -- считает она.<BR><BR><B>В тесноте, да не в обиде</B><BR>Операторы уверены, что рынок сотовой связи уже сформировался, а конкурентная борьба будет разворачиваться среди уже работающих на рынке операторов. Немаловажную роль будут играть гибкая и понятная абоненту ценовая политика, обширная зона покрытия не только в масштабе региона, но и в масштабах страны.<BR>"На уровне владельцев бизнеса появление новых игроков возможно, но на уровне операторов -- вряд ли, -- говорит директор по маркетингу ЗАО "Дельта Телеком" Дмитрий Александров. -- Операторы работают в строго отведенном частотном диапазоне (450, 900 и 1800 МГц). Если частотный ресурс исчерпан, новому игроку просто негде работать".<BR>В апреле в город на Неве пришел ведущий игрок московского рынка -- компания "Вымпелком". К концу сентября компания заняла около 6% петербургского рынка. Динамика прироста абонентской базы в сентябре превысила показатели "Мегафона" и "МТС" (34% против 25% и 29% соответственно).<BR>Последней торговой маркой, выведенной на рынок, стала Tele2, принадлежащая ОАО "Санкт-Петербург Телеком". (Компания работает также под маркой FORA Communications). Представители компании не разглашают показатели своей работы. По данным ACM-Consulting на 30 сентября 2003 г., общее количество петербургских абонентов в "Санкт-Петербург Телеком" составило 61 тыс. человек.<BR><BR><B>Сытый рынок</B><BR>Несмотря на 50%-ный уровень проникновения сотовой связи в Северную столицу, операторы считают, что предел насыщения петербургского рынка еще не достигнут.<BR>В пример они приводят Москву, где мобильной связью пользуются более 62% горожан.<BR>Операторы также признают, что операторы увеличивают количество абонентов не столько за счет привлечения новых клиентов, сколько за счет переманивания абонентов у конкурентов.<BR>"Безусловно, темпы роста будут снижаться, а конкурентная борьба обострится, -- считает коммерческий директор Северо-Западного региона ОАО "ВымпелКом-Р" Игорь Заруднев. -- Сегодня ежемесячный прирост абонентской базы в Петербурге составляет 100-120 тыс. человек. По нашим оценкам, в городе нет и не может быть такого количества новых абонентов. Соответственно идет перераспределение абонентских баз".<BR>По мнению ведущего специалиста сектора PR ОАО "Телеком XXI" Аэлиты Давыдовой, причины миграции абонентов обусловлены приближением рынка к насыщению.<BR>Конкуренция обостряется, операторы в борьбе за абонента снижают тарифы и развивают дополнительные услуги.<BR>"Кроме того, сейчас стоимость подключения не может считаться сдерживающим барьером, -- продолжает она. -- Именно поэтому некоторые группы абонентов могут менять оператора, привлеченные новыми дополнительными услугами, интересными тарифными предложениями или промо-акциями".<BR><BR><B>Сотовые сети в Петербурге</B><BR>Стандарт GSM ОАО "МегаФон", ОАО "Телеком XXI" (ТМ "МТС"), ОАО "ВымпелКом" (ТМ "БиЛайн GSM"), ОАО "Санкт-Петербург Телеком" (ТМ Tele2).<BR>Стандарт IMT-MC ЗАО "Дельта Телеком" (ТМ SkyLink).<BR>(CDMA2000 1Х)<BR>Стандарт AMPS ОАО "Санкт-Петербург Телеком" (ТМ FORA Communications).<BR>Стандарт NMT 450 ЗАО "Дельта Телеком" (ТМ Delta Telecom).<BR><BR><BR><B>О ценах операторы могут договориться</B><BR>Тактические действия операторов сотовой связи сводятся сегодня к повышению лояльности имеющихся абонентов.<BR>Одним из главных инструментов служат prepaid-тарифы, предлагающие клиентам максимально полный пакет услуг при минимально возможной стоимости. Например, 90% всех подключений у "ВымпелКома" приходится на тарифные планы prepaid.<BR>Другое дело, что prepaid-тариф существует у всех GSM-операторов, а наборы услуг дублируют друг друга. Вполне возможно, что операторы договорятся друг с другом о ценовой границе, ниже которой опускаться никто не будет. Со временем, когда будет охвачена максимально возможная аудитория, все операторы начнут одновременно увеличивать стоимость своих услуг.<BR>Особняком стоит сеть SkyLink. "Дельта Телеком", предоставляющая услуги в формате CDMA (стандарт NMT-MC450), работает исключительно по контрактной системе.<BR><BR>Николай Деменчук, коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон":<BR>"Мы стараемся, чтобы наша тарифная политика была гибкой и прозрачной. Абонент должен понимать, за что он платит. Кроме того, линейка предлагаемых тарифных планов должна учитывать потребности всех типов клиентов".<BR><BR>Аэлита Давыдова, ведущий специалист сектора PR ОАО "Телеком XXI":. <BR>"Главные составляющие маркетинговой стратегии МТС -- единая федеральная тарифная политика, развитие преимуществ единой сети, расщирение спектра дополнительных услуг, высокий уровень сервиса. Маркетинговая стратегия МТС эффективна еще и потому, что в большой степени учитывает и рыночные особенности каждого региона".<BR><BR>Игорь Заруднев, коммерческий директор Северо-Западного региона ОАО "ВымпелКом-Р":<BR>"На петербургском рынке "БиЛайн GSM" появился третьим, поэтому важно было грамотно выстроить маркетинговую политику. Мы поэтапно предложили потребителям три маркетинговые инициативы: при выходе на рынок -- звонки внутри сети за 1 цент, в начале лета -- бесплатные входящие звонки со всех мобильных телефонов, затем был введен неограниченный срок действия платежей. Это позволило компании в условиях жесткой конкуренции набрать более 200 тыс. абонентов за первые 6 месяцев работы".<BR><BR>Юлия Мусатова, директор по маркетинговым коммуникациям Tele2:<BR>"В основе маркетинговой политики Теlе2 лежит принцип самых низких цен, который компания последовательно применяет во всех странах.<BR>Осваивая новый рынок, компания старается предложить программы, позволяющие значительно расширить круг пользователей мобильной связью, делая ее доступной массовому потребителю.<BR>Мы предлагаем программы с начислением бонусного эфирного времени, даем специальные скидки на мобильные телефоны при условии подключения к нашей сети. В октябре мы вывели предложение, позволяющее абонентам купить мобильной телефон по низкой цене и пользоваться мобильной связью в кредит".<BR><BR>Дмитрий Александров, директор по маркетингу ЗАО "Дельта Телеком":<BR>"Почти год назад SkyLink вышел на рынок с технологией IMT-MC 450. Не было роуминга, зона покрытия ограничивалась Петербургом и ближайшими пригородами. Поэтому мы действовали очень агрессивно, предложив клиентам безлимитную сотовую связь за известную сумму.<BR>Мобильный Интернет по-прежнему непривычен. Тем не менее мы продолжаем включать в наши тарифные планы бесплатные пакеты передачи данных. Кроме того, мы ведем работу по продвижению среди провайдеров идеи разработки контента специально для мобильной передачи данных.<BR>Другой маркетинговый ход связан с запуском в ноябре SkyLink в Москве. Совместно с ОАО "Московская Сотовая Связь" мы подготовили агрессивное предложение для наших роумеров".