00:0003 ноября 200300:00
5просмотров
00:0003 ноября 2003
Процветание экономики больше зависит от внутреннего спроса на потребительские товары,
<BR><BR>Процветание экономики больше зависит от внутреннего спроса на потребительские товары,<BR><B>чем от внешнего -- на энергоресурсы</B><BR>Локомотив российского экономического роста -- компании, ориентированные на внутренний потребительский рынок, -- тормозит импорт.<BR><BR>По мере роста доходов граждане все больше покупают импортные товары, а предприниматели -- иностранное оборудование, комплектующие и сырье. И на рынках, где государство не ограничивает ввоз товара в страну, отечественным компаниям с каждым днем становится все тяжелей противостоять натиску иностранных конкурентов.<BR>К сентябрю 2003 г. импорт подобрался к отметке $50 млрд. Это на 20% выше уровня 9 месяцев предыдущего года.<BR><BR><B>Почти как в сказке</B><BR>Все в этом году складывается для российской экономики благоприятно. Производство растет на 5-6% в месяц. Замедляется инфляция. Потребительские цены в сентябре выросли на 0,3%, хотя еще в апреле темпы прироста цен не опускались ниже 1%, а в январе -- ниже 2%.<BR>За январь-сентябрь 2003 г. инфляция составила 8,6% против 10,3% в то же время прошлого года.<BR>Снижение потребительских цен происходит в основном за счет продовольственных товаров, а рост -- за счет непродовольственных и тарифов на услуги населению.<BR><BR><B>Переоценка ценностей</B><BR>Позитивные изменения в экономике в последний год больше зависят от внутреннего спроса на потребительские товары, чем от внешнего -- на энергоресурсы. Экономика страны уже менее зависима от конъюнктуры внешних сырьевых рынков, чем лет пять тому назад.<BR>На мировом рынке Россия остается экспортером базовых промышленных товаров (черные, цветные металлы, нефтепродукты, химические удобрения, пиломатериалы) и природных ресурсов (нефть, газ).<BR>Экспортно-ориентированные компании -- основные поставщики иностранной валюты на внутренний рынок -- их вклад в ВВП страны около 20-30%. Больший вклад вносят предприятия, ориентированные на внутренний рынок.<BR>Емкость потребительского сектора оценивается Госкомстатом РФ в $130-150 млрд в год. Другие исследователи этого сектора экономики утверждают, что это нижняя (официальная) граница рынка, реально его емкость вдвое выше -- $260-300 млрд. Сюда включается "серый" импорт, неучтенное производство товаров.<BR>С этим согласны и в Правительстве РФ. В ряде министерств подсчитали, что теневой оборот российской экономики колеблется в пределах 30-40% ВВП. И на эти проценты можно смело увеличивать размер ВВП. То есть он превышает $500 млрд в год.<BR>В общем, как ни крути, потребительский сектор в российской экономике самый крупный (см. табл.). По данным Госкомстата РФ, за 9 месяцев 2003 г. он вырос на 8,2% в товарной массе по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. и составил $103,37 млрд.<BR><BR><B>Новая тенденция</B><BR>Основная причина роста потребительского рынка -- опережающий инфляцию рост доходов населения. С ростом доходов у россиян усиливается склонность к сбережению. Так, в 2002 г. они откладывали 10% месячного дохода, остальные 90% проедали. А начиная с этого года россияне откладывают 15% дохода.<BR>При этом реальные располагаемые доходы россиян за 9 месяцев 2003 г., по предварительным данным Госкомстата, выросли на 13,3% к соответствующему периоду 2002 г.<BR>В общем, это сигнал начала стремительного роста спроса на дорогие товары длительного пользования: бытовую технику, электронику, автомобили.<BR>Что, собственно, пока скромно подтверждается данными Госкомстата. Так, с января по сентябрь 2003 г. оборот розничной торговли продовольственных товаров превысил значение 9 месяцев 2002 г. на 16%. А оборот непродовольственных товаров за то же время увеличился на 17%.