00:0031 октября 200300:00
28просмотров
00:0031 октября 2003
"Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая..."
<BR><BR>"Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая..."<BR>Если Александр Сергеевич в своей великой поэме поведал нам об увлечении аристократии восточным искусством, то более 200 экспонатов выставки "Китайское экспортное искусство конца XVI-XIX века", которая проходит сейчас во дворце Меншикова, наглядно демонстрируют эту страсть.<BR>Не каждый мог иметь китайский дворец или кабинет. Но китайскую вазу, сервиз или хотя бы кафтан знать позволить себе могла. Португальцы и голландцы, англичане и французы, датчане и шведы -- мало кого обошло стороной очарование Востоком. Вот и у Достоевского "Маслобоев сидел в прекрасных китайских туфлях, в дорогом халате и в свежем щегольском белье".<BR>Впрочем, первые предметы китайской культуры, привезенные в Европу, несут в себе не меньше западного, чем восточного. Успешность подобного симбиоза можно увидеть на проходящей выставке. Здесь Библия, но на китайском языке; белоснежные, из легкого и нежного китайского фарфора тарелки и чаши, но с евангельскими сюжетами; искуснейшей работы фигурка из слоновой кости... младенца Христа. Дело в том, что вначале своего увлечения Китаем европейцы никак не могли отказаться от собственной консервативности. Они отправляли в далекую страну эскизы, наброски и даже модели тех предметов, которые служили китайским мастерам примером или формой для наполнения. Поэтому на декоративных предметах, исполненных в пластике барокко, классицизма или рококо, звучат китайские мотивы со всей присущей только этой культуре неуловимой игрой оттенков, неброскостью матовых глазурей, тонкими линиями черной туши. Которая, пожалуй, только у китайских мастеров так богата оттенками.<BR>Мода на Восток в императорской России была возведена в принцип. В китайскую культуру, искусство и философию Россия окунулась со всей свойственной ей порывистостью, как в омут с головой. Императоры и императрицы украшали апартаменты китайским фарфором, лаками, тканями, расписными обоями. Вот серебряный ларец XVII века с китайским орнаментом, на котором оставило след российское самодержавие -- двуглавый орел величаво смотрит с передней стенки ларца. Вот ажурные коробочки резной слоновой кости, принадлежавшие Елизавете Алексеевне. Здесь же можно увидеть принадлежавший Петру I шлафрок голубого шелка с узорами из виноградных гроздьев. К нему даже прикасаться не надо, настолько ощутимо взором его тонкое благородство.