00:0031 октября 200300:00
3просмотров
00:0031 октября 2003
Вчера в Мраморном дворце открылась выставка одного из самых скандальных и оттого известных современных британских художников Дамиена Херста.
<BR><BR>Вчера в Мраморном дворце открылась выставка одного из самых скандальных и оттого известных современных британских художников Дамиена Херста.<BR>Выставка называется "От колыбели до могилы" -- серия рисунков-эскизов разных лет, выполненных на тетрадных листах, гостиничных бланках, ресторанных салфетках и т.д. Есть и скульптурная работа, но она одинока.<BR>Трудно сказать, нарочно ли открытие выставки практически приурочено к Хеллоуину, но более подходящего кандидата на звание Мистер Хеллоуин найти трудно. Если зрители и не проведут этой параллели, то уж сам художник будет определенно доволен: тыквенный праздник в питерской промозглости производит особое впечатление, давая понять всем, что темные силы на этой территории шутить не намерены.<BR><BR><B>Картины и доки</B><BR>Собственно, и мистер Херст шутить тоже не расположен. В 90-е годы он стал лидером группы-движения "Молодые британские художники" (young British artists (YBA)), которые были самыми яркими представителями идеи деаристократизации британского искусства. В эту группу вошли в основном художники, окончившие Голдсмит колледж в Лондоне и учившиеся у Джона Томпсона и Майкла Крейг-Мартина. Первая групповая выставка YBA состоялась в заброшенных лондонских доках, и придумал это, разумеется, Херст. Группа чрезвычайно понравилась Чарльзу Саачи, одному из крупнейших британских коллекционеров и дилеров, который так полюбил YBA, что скупал их работы и перепродавал в Америку, организовывал выставки. Каталоги YBA были изданы с таким шиком, что сами стали предметом выставок.<BR>Критики полагают, что весь эпатаж YBA был направлен против чрезмерной коммерциализации британского общества, наступившей в эпоху правления Маргарет Тэтчер. А если глубже -- то против стагнации, наступившей в искусстве конца 80-х годов, которая особенно тоскливо выглядела на фоне прорыва начала 80-х, когда появилось одновременно много интересных имен, групп и течений.<BR><BR><B>Формальдегидный мальчик</B><BR>Наиболее скандальной выставкой Херста со товарищи была и остается "Сенсация" -- после чего художник получил прозвище Формальдегидный мальчик. Выглядело это действительно неаппетитно: распиленные коровы и акулы помещались в раствор формальдегида, и стоили мясо- и морепродукты сумасшедшие деньги. Чернуха быстро пришлась по вкусу состоятельным людям, которые смекнули, что Херст со своими идеями -- самый модный парень на свете. К счастью, посетителям Мраморного дворца ни коров, ни акул не достанется, а вот поглядеть на "почеркушки" мастера на ресторанных салфетках им удастся. Салфеточки, между прочим, дорогие -- из частных коллекций.<BR>О себе YBA говорили, что они молодые, современные, новые, шокирующие, антисоциальные, трансгрессивные. Но так или иначе, Британский совет, отвечающий за репрезентацию британского искусства на международной сцене, взялся продвигать именно Херста и его товарищей. Почему? Хотя бы потому, что они оказались колоссально успешными с коммерческой точки зрения... И чрезмерная коммерциализация общества, против которой они протестовали, таким образом им помогла продвигаться. Легко быть выше мира денег, если с деньгами все в порядке и если собственные гостиничные счета экспонируются вместе с собственными эскизами в Мраморном дворце.