В Ливии строят "Великую Реку" за $30млрд

Единственное, что знает среднестатистический человек о стране Ливии, то, что там есть какая-то Джамахирия.

Единственное, что знает среднестатистический человек о стране Ливии, то, что там есть какая-то Джамахирия.<BR><BR>Что такое Джамахирия, объяснить, как правило, уже никто не может. Почему-то представляется нечто среднее между Северной Кореей и Албанией. Плюс фактор Африки, где еще совсем недавно жил диктатор Бокасса, который, говорят, ел своих политических противников, подчеркивая тем самым свое идейное превосходство. Генеральный директор ООО "Либроссо" Юрий Врацких всего этого не испугался, и чуть ли не первым из петербургских предпринимателей отправился в эту страну с бизнес-целями. В результате выяснилось много интересного.<BR><BR><B>География</B><BR>В отличие от других африканских государств, жители Ливии, можно сказать, ходят по нефтяным месторождениям. Причем ходят они не толкаясь, ведь на 1 км2 земли здесь приходится приблизительно три ливийца.<BR>Подобная малонаселенность страны не вызывает одиночества в сердцах ливийцев и ливиек. Дело в том, что на 90% Ливия -- это пустыня. Все крупные города, включая столицу Триполи, располагаются вблизи Средиземного моря. Здесь и кипит жизнь при среднегодовой температуре 29 0 С с отставанием на час от московского времени. Государственный университет и несколько институтов; предприятия по добыче и переработке нефти, металлургический комбинат, химические предприятия, около десятка музеев, национальный парк; хорошего качества дороги двух- и одностороннего движения.<BR>Экономика Ливии напрямую зависит от поступлений от продажи нефти, которые составляют практически все экспортные деньги и одну четвертую валового производства. Гигантские поступления (Ливия занимает 7-е место в мире по разведанным месторождениям) и малая населенность (около 5 млн человек) делают Ливию одной из богатейших стран в Африке по показателю доходов на душу населения. При этом крайне дешевая жизнь: бензин --1 рубль 20 копеек за литр, копеечное электричество, такой же газ. В каждом доме как минимум одна машина, чаще -- две. Зато мобильная связь здесь достаточно дорогая -- средненькая модель Nokia стоит приблизительно $900, на телефоные разговоры в месяц уходит минимум $300. "Рай" на африканской земле "разводит" крайне набожный военный диктатор, человек без какой-либо государственной должности, но де-факто правитель страны -- Муамар Каддафи.<BR><BR><B>Вождь</B><BR>Наверное, нужно родиться в бедуинском шатре, в стране, которая привыкла покоряться то арабам, то итальянцам, расти под солнцем, не дающим жизнь, а убивающим ее, и ходить по нефтяным месторождениям, чтобы в один момент (его уже потом занесут в учебники истории) сказать -- баста! По крайней мере, капитан Муамар Каддафи в 1969 г. сделал именно так: совершил в стране военный переворот и пришел к власти. Он создал комбинацию социализма и ислама под названием Третья Интернациональная Теория. Ливия из монархии превратилась в Республику, в которой Конституцию заменил Коран вкупе с "Зеленой книгой", написанной Каддафи и объясняющей, например, что женщина -- это тоже человек, что она, как и мужчина, нуждается в пище и крове. Главная книга названа "зеленой" не случайно. Этот цвет -- цвет ислама, а значит, и Каддафи; а значит, и главная площадь в Ливии должна называться Зеленой.<BR>Каддафи -- вождь. С этим никто в Ливии не спорит, и о вожде здесь не говорят. Только развешивают его портреты на каждом углу, каждом здании, в каждом офисе. Пожалуй, лишь мечети по обилию могут поспорить с количеством его лиц. Их строится столько, что не надо далеко ходить молиться: вышел из дома -- попал в мечеть. Каддафи и на портрете вождь: вдаль устремленный взгляд, вперед выставленный подбородок. Это благодаря вождю простенькая Ливия стала называться Социалистической Народной Ливийской Джамахирией. И благодаря этому же вождю после 7-летних антиливийских санкций в Ливию из других стран полетели самолеты с туристами и предпринимателями. Говорят, Каддафи двумя руками выступает за частную собственность и за право людей заниматься мелким бизнесом, однако, по его мнению, крупные компании должны быть поставлены под контроль государства. Ливийцы в своем большинстве зарабатывают торговлей, животноводством, птицеводством, хилым овощеводством. Многие имеют собственные плантации фиников, оливок, цитрусовых. На улице не встретишь ни одной бесхозной пальмы -- каждая кому-нибудь да принадлежит.<BR><BR><B>Аллах и бизнес</B><BR>Протяженность железной дороги в Ливии -- 0 км. Количество единиц трамвайного, троллейбусного, автобусного парков -- 0 штук. Правда, метро и электротранспорт ливийское правительство рассчитывает отстроить к 2010 г. В этом году Ливия хочет заполучить чемпионат мира по футболу. Единственный ныне действующий общественный транспорт -- маршрутки. Да и они в период с 2 до 4 часов дня пропадают с улиц. Причина -- пик солнечной активности, деловая жизнь ливийских городов в это время суток живет подобно эмбриону. Закрывается все -- от лавки до офиса.<BR>Однако жара -- не единственный фактор, нарушающий, в европейском понимании, режим трудовых будней. Говорят, ливийский бизнесмен, если пришло время молиться, готов поступиться, например, деловыми переговорами. Он может не то что на них не прийти, а просто взять и уйти во время их проведения. А молятся ливийцы часто и добросовестно: первая молитва в 4 утра, последняя -- далеко за полночь. Если попал в автомобильную пробку, отмолиться все же придется, можно ночью. Кстати, с буднями в Ливии тоже не все ладно. Выходной у ливийцев один, в пятницу.<BR>Любимое занятие здешних мужчин -- покурить кальян. Ввоз алкогольных напитков и их распитие запрещены законом. С азартными играми аналогичная ситуация. Зато поесть в Ливии любят много и вкусно. Днем, правда, не так, как вечером, -- жарко все-таки. Но зато ужин порой длится с 8 вечера до 2-3 часов ночи. Арабы любят острые блюда. Поэтому в изобилии кладут в них пряности и травы: лук, чеснок, оливки, черный и красный перец, корицу, ароматические травы. Так как есть в Ливии принято руками, то предваряет и завершает прием пищи процедура омовения рук.<BR><BR><B>Права и обязанности</B><BR>Юрий Врацких приехал в Ливию по причинам, вполне прагматичным: "В своем предыдущем бизнесе у меня был ливийский партнер, он мне и предложил обратить внимание на свою родину. Я стал следить за публикациями в прессе и убедился, что эта страна привлекательна с точки зрения бизнеса. Например, в настоящий момент Ливия осуществляет самый грандиозный в мире проект по доставке воды в прибрежные города из больших подземных водоемов под пустыней Сахара, так называемый "Проект Великой Реки, сделанной Человеком", стоимость инвестиций составляет $30 млрд".<BR>Впечатления о Ливии у Юрия остались самые приятные. Но на некоторые особенности ведения бизнеса он советует обратить внимание.<BR>"Первые 10-15 минут деловых переговоров ливийцы посвящают тому, что расспрашивают, кто из какого города, кто кого знает. Общих знакомых и родственные связи они могут искать очень долго: до тех пор, пока не найдут, по делу говорить не начнут", -- уже не удивляясь вспоминает господин Врацких.<BR>В общем-то, ливийцы достаточно образованные люди и обучение здесь бесплатное. Многие знают русский язык, и даже функционирует одна русская школа, оставшаяся из четырех в память о тесном сотрудничестве Великой Державы с Великим Вождем. Однако понять ливийцев бывает достаточно сложно, ладно если разговор касается бытовых вещей, но если деловых -- ухо нужно держать востро. Дело в том, что по каким-то причинам русские слова и понятия не сходятся с ливийскими. Например, наше слово "права" может "по-ихнему" означать "обязанности".