Качество образования обязано повыситься

Виктор Вениаминов, ректор Международного банковского института:

<BR><BR>Виктор Вениаминов, ректор Международного банковского института:<BR><BR>"Повышение качества образования, конкурентоспособность и компетенция выпускников, обеспечивающие их трудоустройство, -- важнейшая причина возникновения Болонского процесса.<BR>Процесс наполнен заботой о качестве. Качество -- в центре всех предлагаемых нововведений. И естественно, если российская система высшего образования, отбросив в сторону привычку к самолюбованию и самовосхвалению, творчески впитает соответствующий ее традициям лучший европейский опыт, качество образования не может не повыситься.<BR>К сожалению, в вузовской среде немало противников нововведений, рассматривающих Болонский процесс не иначе как попытку других стран насильственно повлиять на российскую образовательную систему. В европейских странах он воспринимается как масштабный информационно-совещательный процесс, нацеленный на разработку перспективной модели образовательной системы Европы, обеспокоенной, в частности, прессингом со стороны университетской системы США.<BR>Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. во многом созвучна с Болонским процессом, а по срокам реализации и вовсе совпадает.<BR>Это относится и к модели специалиста, и к шагам по созданию независимой системы аттестации и контроля качества образования, и к осознанию необходимости формирования новых экономических отношений в образовательном пространстве, и к усилению ориентации на рынок труда, и т.п. По крайней мере, сходимость очевидна.<BR>Если Россия видит свое будущее в европейском измерении, то не реагировать на тенденции Болонского процесса неразумно. И хотя участие в Болонском процессе дело добровольное и изначально не нацеленное на нивелирование своеобразия образовательных систем отдельных стран, в интересах тех, кого мы обучаем, необходимо принять новые градации дипломов, степеней и уровней квалификации, не формально, а реально ввести двухступенчатую структуру высшего образования, перейти на систему кредитных единиц и европейские стандарты качества.<BR>Беспокоит не столько совместимость процесса с реалиями, сколько гипертрофированный консерватизм вузовской системы по отношению к нововведениям.<BR>В течение 8 лет система зачетных единиц вполне эффективно используется в институте в рамках MBA-программы, реализуемой совместно со Стокгольмским университетом.<BR>Удобно, хотя первоначально было непривычно. Просто надо понимать, что эта система -- очевидное средство повышения мобильности студентов".