Болонский процесс пошел

С помощью Европы Россия хочет конкурировать с Америкой. По условиям Болонского клуба до 2010 г. страны-участницы берут на себя обязательство реформировать свои системы высшего образования согласно единым стандартам.

<B>С помощью Европы Россия хочет конкурировать с Америкой</B><BR><B>на рынке образования</B><BR>По условиям Болонского клуба до 2010 г. страны-участницы берут на себя обязательство реформировать свои системы высшего образования согласно единым стандартам.<BR><BR>Россия официально присоединилась к процессу создания единой европейской зоны высшего образования.<BR>Это означает, что к 2010 г. дипломы российских вузов будут признаваться в Европейском союзе (ЕС), знания будут оцениваться по общеевропейской шкале, а Россия получит больше возможностей для заработка на иностранных студентах.<BR>С помощью единой зоны высшего образования ЕС хочет повысить качество и доступность знаний и стать таким образом конкурентом США, которые пока удерживают первое место на рынке высшего образования. Этот рынок оценивается экспертами в десятки миллиардов долларов.<BR><BR><B>Надежды</B><BR>Предполагается, что если вузы России будут выдавать дипломы европейского образца, то в бюджете страны появится новая статья доходов -- за счет предоставления образовательных услуг иностранцам. В то же время очевидно, что повышение уровня высшего образования потребует немалых средств, не говоря об организационных расходах.<BR><B>К следующей конференции участников Болонского клуба, которая состоится в мае 2005 г. в норвежском городе Берген, будут подведены итоги деятельности международных рабочих групп по таким направлениям, как признание дипломов и дополнительное образование</B><BR>Предполагается, что благодаря реформам граждане государств -- членов Болонского процесса получат возможность обучаться и работать в других европейских странах, чьи вузы будут признавать их дипломы. Причем расширение возможностей предусмотрено не только для получающих первое образование, но и для тех, кто хочет получить послевузовское образование или пройти курс дистанционного обучения.<BR><BR><B>Интеграция</B><BR>Результатом прошедшей в Петербурге конференции "Международное образование в области бизнеса и Болонский процесс" стало подведение теоретических и практических итогов развития образовательного процесса с 1991 г. в России и Норвегии.<BR>Целью конференции, проведенной Балтийским государственным техническим университетом им. Устинова "Военмех", было стимулирование бизнес-образования как в сфере практического бизнеса, так и в сфере исследований, обсуждение возможностей взаимной интеграции и единой стандартизации учебных и научных программ, обсуждение перспектив создания единых научных школ для подготовки кадров высшей квалификации, отвечающих как российским, так и международным стандартам.<BR>Практическим примером реального сотрудничества в области интеграции международных образовательных стандартов стал более чем 10-летний российско-норвежский опыт реализации единой учебной программы в области бизнес-образования.<BR>По мнению участников конференции, одним из путей достижения консолидации усилий стран Европы в реализации решений Болонской конвенции является воплощение в практику бизнес-образования моделей двухстороннего и многостороннего сотрудничества между университетами России и Норвегии (проект Буде-БГТУ, проект Norman, проект NEBSEN).<BR><BR><B>Языки и мобильность</B><BR>Участники конференции отметили, что для настоящего момента исключительно актуальна конкретизация инструментов развития Болонского процесса:<BR>-- лингвистическая подготовка как важнейшее средство коммуникации в международном бизнесе;<BR>-- интернационализация форм и средств обучения;<BR>-- мобильность студентов, доступность всех форм образования;<BR>-- учет специфики и опыта образования в различных странах;<BR>-- широкое использование информационных технологий в бизнес-образовании как универсального средства обучения.<BR><B>Что</B><BR>предстоит...<BR><B>...ввести в вузах России</B><BR>u Две ступени образования -- бакалавриат и магистратуру.<BR>u Контролировать по одной схеме качество знаний и аттестации высшего образования.<BR>u Разработать учебные программы, сопоставимые с программами входящих в клуб европейских вузов.<BR>u Создать единую систему оценки знаний учащихся.<BR>