Производители мебели ставят на развитие

Рынок увеличивается в деньгах и уменьшается в штуках

<BR><BR><B>Рынок увеличивается в деньгах и уменьшается в штуках</B><BR>При росте импорта мебели на российский рынок в 40% отечественные мебельщики выпускают мебели все меньше и меньше. Однако специалисты говорят о росте рынка в целом.<BR><BR>По данным Госкомстата, за 6 месяцев 2003 г. снижение объемов производства по некоторым товарным позициям составило более 10% относительно 2002 г. Однако в действующих ценах выпуск мебели вырос на 23% (см. табл.). Например, в 1-м полугодии 2003 г. оборот у крупнейшей на Северо-Западе компании, ОАО "МКО "Севзапмебель", в денежном выражении вырос на 4,5% по сравнению с аналогичным показателем 2002 г.<BR>Петербургская "Первая мебельная фабрика" к началу 2004 г. намерена запустить новые производственные площади, что позволит втрое увеличить объемы выпускаемой мебели (см. "ДП" №166/03, www.dp.ru). Спад продаж, в принципе, также не наблюдается. Объем продаж лидера российского мебельного рынка, ОАО "Мебельная компания "Шатура", в январе -- июне 2003 г. составил свыше $50,5 млн, что на 23% выше аналогичного показателя прошлого года. Кроме того, по результатам исследования международной консалтинговой компании Interactive Research Group, "Шатура" вошла в список "100 успешных компаний российского потребительского рынка".<BR><BR><B>Экспансия возможна</B><BR>Более-менее равные условия работы на родном рынке, по мнению российских мебельщиков, возможны при корректировке ввозных пошлин на зарубежную продукцию (см. "ДП" №136/03, www.dp.ru).<BR>Однако зарубежные игроки готовы отреагировать на защитные действия своим приходом в Россию и созданием совместных предприятий с российскими компаниями. "Российские мебельщики должны быть готовы, что через 4-5 лет давление со стороны китайских производителей будет сильным, -- говорит президент ассоциации "Мебельщики России" Евгений Чернецкий. -- В Китае существует государственная программа переселения 100 млн человек на российско- и казахско-китайскую границы для создания на пограничных территориях деревоперерабатывающих и мебельных предприятий". Евгений Чернецкий информировал, что уже есть проекты предложений на строительство совместных мебельных фабрик с бельгийскими, малайзийскими и иранскими компаниями.<BR><BR><B>Основные факторы, определяющие развитие российского рынка мебели</B><BR>Со стороны спроса:<BR><B>u повышение платежеспособного спроса</B><BR><B>u появление стабильных категорий потребителей в определенных ценовых нишах и формирование среднего класса</B><BR><B>u расширение масштабов офисного и жилищного строительства</B><BR><B>u повышение активности санаторно-курортного комплекса и развитие туризма, объектов здравоохранения, образования, культуры</B><BR><B>u изменение системы ценностей конечных потребителей, повышение требований к параметрам качества продукции и услуг</B><BR>Со стороны предложения:<BR><B>u развитие торговой и рекламной деятельности, появление устойчивых торговых марок, ассоциируемых с гарантиями качества продукции, формирование фирменных розничных сетей</B><BR><B>u активное продвижение в регионы и повышение конкуренции</B><BR><B>u повышение кооперации в мебельном производстве</B><BR><B>u диверсификация деятельности мебельных предприятий, распространение успешного опыта производителей на смежные отрасли</B><BR><BR><B>Размер рынка</B><BR>По оценке Государственного научного центра лесопромышленного комплекса (ГНЦ ЛПК), реальная емкость мебельного рынка России приблизилась к $2,8 млрд, из которых на долю импорта в денежном выражении приходится более 70%. Потенциальная же его емкость превышает существующий показатель в 6-8 раз. В Петербурге и Ленинградской области работает около 300 мебельных предприятий. Около 70% из них занимаются производством мягкой мебели, остальные -- корпусной.