Производители крепких алкогольных напитков ставят на премиум

Имиджевые продукты нашли своего потребителя

<BR><BR><B>Имиджевые продукты нашли своего потребителя</B><BR>За последние 2 года на российском рынке крепкого алкоголя произошли структурные изменения. Многие производители крепкого напитка активно приступили к освоению высокоценовой ниши рынка и за короткое время сформировали устойчивый спрос в сегменте водок от 90 рублей и выше.<BR><BR>"Легальный рынок крепкого алкоголя достаточно стабилен на протяжении нескольких лет, -- говорит исполнительный директор ОНО "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский. -- Другое дело, что произошла дифференциация потребительского предпочтения, что повлияло на изменение структуры потребления, а следовательно, и рынка".<BR>При незначительном сокращении общего объема производства водки за 8 месяцев 2003 г. (833 млн л) относительно аналогичного периода 2002 г. (836 млн л) участники рынка отмечают рост премиум-сегмента на 25-30%, и снижения темпов не предвидится.<BR>По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), его емкость приблизилась в денежном выражении к отметке в $2 млрд, а в натуральном -- к 10 млн л в год.<BR>По мнению председателя правления НАА Павла Шапкина, высокая лояльность к элитной водке связана с уровнем благосостояния и усилиями самих компаний, предлагающих на рынке нечто новое.<BR><BR><B>Конкуренция</B><BR><B>стоит денег</B><BR>Несмотря на интенсивный рост, сектор в натуральном выражении остается практически незаметным -- около 0,8% от общего рынка крепкого алкоголя и ликероводочных изделий (ЛВИ). Тем не менее интерес к нему со стороны производителей высок, что отражается на степени конкуренции в нем.<BR>"Конкуренция в секторе очень сильна, потому что сам рынок "премиальной" водки достаточно узок, -- комментирует генеральный директор ЗАО "Холдинговая компания "Ладога" Вениамин Грабар. -- И продвижение элитного продукта требует достаточно серьезных вложений". Так, в создание и продвижение марок "Царская" и "Царское село" "Ладога" вложила более $1 млн; "Ливиз" в марку Golden Moscow -- $1,2-1,5 млн.<BR>Лидером же в этом отношении является "Русская винно-водочная компания" (РВВК), затратившая на начальном этапе вывода на рынок "Флагмана" $2 млн.<BR><BR><B>Премиум растет</B><BR>Узость сегмента не мешает производителям увеличивать объемы производства премиум-водки, нацеливаясь на зарубежные рынки и увеличение потребительской активности соотечественников. Так, лидер рынка -- "Руст Инкорпорейтед" -- собирается к 2005 г. построить собственный ликероводочный завод в Петербурге с годовой мощностью 2,5-3 млн дал водки, что позволит компании отказаться от услуг петербургского "ЛИВИЗа", на котором несколько лет разливался "Русский стандарт" (см. "ДП" №6/02, www.dp.ru).<BR>О потенциале российского рынка крепкого элитного алкоголя свидетельствуют и намерения зарубежных компаний принять участие в его освоении.<BR>Нидерландская алкогольная компания Bols, известная россиянам с начала 90-х своими ликерами, решила вновь выйти на российский рынок с одноименной элитной водкой и составит конкуренцию водкам Absolut и Finlandia.