00:0013 октября 200300:00
16просмотров
00:0013 октября 2003
Предприниматели рассчитывают на взаимность и стабильность, но верят в них слабо
<B>Предприниматели рассчитывают на взаимность и стабильность, но верят в них слабо</B><BR>Действия муниципальной и федеральной власти влияют на каждую компанию. Особенно в долгосрочном планировании и стратегическом развитии.<BR><BR>Развитие предпринимательства не может существовать без открытых и честных отношений как между представителями бизнеса, так и между чиновниками и предпринимателями. Растущему бизнесу приходится ориентироваться в своем развитии на обещания власти. Но слова и действия чиновников не всегда совпадают. Топ-менеджерам необходимо учитывать в стратегическом планировании, что позитивные обещания могут быть и не реализованы. Деловые отношения и выполнение обязательств по отношению друг к другу -- этика делового поведения -- сегодня, скорее, барьер в развитии предпринимательства.<BR>Роль власти не только сводится к созданию внятной законодательной базы. Помимо этого следует обеспечить справедливый правовой и административный климат для бизнеса. Хотя, как показывает практика, любая декларируемая властью программа поддержки предпринимательства работает безрезультативно, а скудные финансовые ресурсы распределяются непрозрачно.<BR><BR><B>Действовать сообща</B><BR>Одной из причин неудачи многочисленных программ поддержки называется нескоординированность действий бизнес-объединений. Институт экспертного сообщества, с которым власть могла бы вести диалог на равных, до сих пор не создан.<BR>По словам Сергея Осутина, генерального директора ЗАО "Фирма "О.С.В.", бизнес пока не избалован обещаниями власти. "Предприниматели в большинстве не очень верили власти, не слишком на нее надеялись. Малый бизнес не верит, что ему помогут. Такова практика. Крупный бизнес не ждет благодеяний, а лоббирует свои интересы. Например, крупным строительным компаниям при получении пятен под застройку удается решать свои вопросы.<BR>В обещание налоговых послаблений бизнес также не верит. Разные ветви власти не могут договориться между собой. Приходится строить долгосрочные прогнозы в обстоятельствах полной неясности, что будет с налогами. Вообще, что-либо от власти получают только те, кто удерживается рядом", -- убежден Сергей Осутин.<BR><BR><B>Ниже закона</B><BR>Гарри Уилсон, генеральный директор ОАО "Кондитерское объединение "Сладко", считает, что бизнес и власть должны всегда работать вместе. "В противном случае общество будет очень неравноправным. По моему опыту, любой бизнес во всех сферах деятельности должен соблюдать корпоративные правила и стандарты, установленные властью, в дополнение к своим собственным нормам.<BR>В России, к сожалению, много случаев, когда индивидуумы во властных структурах либо нарушают закон, либо интерпретируют его по-своему. С другой стороны, немало и примеров, кода представители деловых кругов ставят себя выше закона.<BR>Бизнес должен взаимодействовать с властью как на федеральном, так и на региональном уровнях.<BR>Надо работать вместе, чтобы обеспечить справедливое и эффективное функционирование общества -- это именно тот демократический процесс, за который проголосовали граждане России", -- патетичен Гарри Уилсон.<BR><BR><B>Избирательный цикл</B><BR>Никто не оспаривает, что у власти и бизнеса разные задачи. Бизнес-сообщество согласно даже на не самые выгодные для себя правила игры, но настаивает на том, чтобы законы не менялись под конкретные задачи и программы правительства.<BR>Перспективное планирование на 5-10 лет подразумевает, что законодательная стабильность должна быть продемонстрирована бизнесу на сроки, большие цикла избирательного периода.<BR>"Предприниматели хотят прогнозируемого ведения бизнеса, -- считает Сергей Осутин. -- Если власть хочет диалога с бизнесом, она должна выдать как можно больше информации о своих планах и действиях. Куда бизнес может прийти, чтобы предложить свои услуги. Каковы условия конкурса, кто победил и почему. Например, увеличение бюджета города может произойти за счет размещения больших госзаказов. Крупные компании не смогут все поглотить, попутно проявляются дополнительные работы в определенных областях. Если об этом расскажут и открыто проведут конкурсы, тогда бизнес поверит и начнет пробовать".<BR>"В целом я встречал разное отношение власти к бизнесу, -- говорит Гарри Уилсон, -- но всегда срабатывал один принцип -- если уважать власть и занимать правильную позицию по корпоративному поведению, в конце концов вы всегда будете успешны".<BR><B>Как</B><BR>обратить...<BR><B>...внимание власти</B><BR><B>на свой бизнес</B><BR><B>u Стать заметным налогоплательщиком</B><BR><B>u Предлагать конкурентоспособный продукт или услугу</B><BR><B>u Побеждать в тендерах на госзаказ</B><BR><B>u Принять участие в предвыборной кампании</B><BR><B>u Выступить с инициативой объединения в профессиональном сообществе</B><BR><B>u Приблизиться к людям из ближайшего окружения
</B><BR><B>u Критиковать действия власти с профессиональных позиций</B><BR><BR>Насколько вы ориентируетесь в своем стратегическом развитии на власть?<BR>Владимир Маркетов:<BR>"До определенного уровня бизнес безразличен власти, и бизнес старается не замечать власть. Но со временем, развиваясь и укрупняясь, бизнес поднимается на такой уровень, где продвижение и рост напрямую связаны с отношением к власти. И сразу возникает вопрос, как заинтересовать власть в своих услугах? Как получить доступ к государственному ресурсу? Ответы на эти вопросы во многом определят стратегию развития компании.<BR>Наш бизнес подошел к той черте, за которой нужно определяться и принимать решения именно в этом направлении. Объем закупок автодеталей крупного ГУПа или ОАО с государственной долей примерно такой же, как у 600 небольших компаний. У нас сегодня около 800 компаний-партнеров. С помощью широкомасштабной рекламной кампании, других промо-акций мы можем выйти на уровень 1000 компаний-партнеров, но 2000 партнеров никакая кампания по продвижению обеспечить не может. А реальная поддержка местной власти, которая приведет к нам одного-двух партнеров, может реально в разы увеличить объемы. Если ставить подобные стратегические задачи, то решать их надо с местной властью".<BR>Александр Осутин:<BR>"Бизнес в своем развитии больше зависит от федеральной власти, чем от муниципальной. Стратегия и долгосрочное планирование не могут не учитывать политическую ситуацию. Бизнесу необходимо, чтобы приход к власти определенных партий либо сохранял правила игры, либо улучшал их. Конечно, у власти и у бизнеса разные интересы, но нормальная власть должна уметь маневрировать. Если она дает развиваться бизнесу, то получит и отдачу.<BR>Бизнесу нужны понятные и однозначные правила игры. Когда правила игры имеют двойное и тройное толкование, как таможенные или налоговые, бизнес попадает в зависимость от власти.<BR>Степень доверия бизнеса к власти определяется не тем, что она обещает, а тем, что делает.<BR>Наш бизнес никогда не развивался под обещания власти. Впрочем, никаких особых обещаний ни в Петербурге, ни в Новгороде, где присутствует наш бизнес, власть и не давала. Рассчитываем на свои силы. Независимо от власти не может существовать крупный бизнес, оборот которого соизмерим с бюджетом государства. Государство должно иметь рычаги воздействия на такой бизнес. Иначе возникает опасность для самого государства".