Валерий Гергиев: "Хочу, чтобы процесс восстановления был очевидным, публичным"

Открыв сезоны в Метрополитен Опера и в Карнеги Холл, сегодня Мариинский театр открывает 221-й сезон дома, в Петербурге. Но не заявленной накануне последней нашумевшей "японской" премьерой -- "Золотым Петушком", а "Мазепой".

Открыв сезоны в Метрополитен Опера и в Карнеги Холл, сегодня Мариинский театр открывает 221-й сезон дома, в Петербурге. Но не заявленной накануне последней нашумевшей "японской" премьерой -- "Золотым Петушком", а "Мазепой".<BR>Спектаклем, жесткие декорации к которому практически полностью сгорели во время пожара в художественно-декорационных мастерских месяц назад.<BR>Следом за "Мазепой" в измененной октябрьской афише Мариинки один за другим идут "Лебединое озеро" и "Лоэнгрин", которые также сильно пострадали от пожара. Зритель увидит эти постановки в полностью восстановленных декорациях. Октябрьскую афишу Мариинского театра можно было бы назвать "Наш ответ".<BR>Примечательно, что весь месяц, прошедший после пожара в мастерских, Валерий Гергиев, художественный руководитель театра, занимал позицию no coments (поэтому появление "спектаклей-погорельцев" в афише театра явилось ошеломительным сюрпризом). Исключение было сделано вчера специально для "Делового Петербурга".<BR><BR>-- Валерий Абисалович, почему именно опера "Мазепа" открывает первый после пожара сезон в Мариинском театре?<BR>--Я хочу, чтобы процесс восстановления был очевидным, публичным -- чтобы об этом знали все. "Мазепа" пострадал очень серьезно. Этот спектакль у нас хорошо известен, мы его часто показывали за рубежом -- на сценах Метрополитен опера, Ковент-Гарден, в Германии. "Мазепа" входит в традиционный репертуар, без которого невозможно представить Мариинский театр. Поэтому именно с него мы начинаем собирать вновь наше богатство.<BR><BR>-- 5 сентября в первом интервью после пожара Вы сказали, что комплект декораций только к одному "пострадавшему" спектаклю оценивается в $500 тыс., а всего таких спектаклей 30. Откуда будут изысканы средства на восстановление?<BR>-- Я очень благодарен всем друзьям Мариинского театра. Спустя несколько часов после пожара в театр стали поступать звонки, письма с предложениями помощи. Французская компания Airbus моментально перечислила на счет театра 25.000 евро. На следующий день после пожара я встречался в Москве с представителями крупных российских корпораций, среди которых "Газпром", "Татнефть", Внешторгбанк. У Мариинского театра с этими компаниями давние серьезные партнерские отношения.<BR>Кроме того, мы начали проведение ряда благотворительных акций -- в Москве и Петербурге и по всему миру -- в Берлине, Роттердаме (где мы, кстати, находились когда случился пожар). Наши голландские друзья предложили организовать благотворительный концерт 30 октября. При участии Алексеея Кудрина, Германа Грефа и Михаила Швыдкого мы создаем план выхода из кризиса, в котором оказался Мариинский театр. План, который будет поддержан государством. Благодаря нашим друзьям по всему миру удалось создать программу помощи театру, параллельную государственной, в которой задействованы российские, американские и европейские промышленные и финансовые компании и корпорации. Я думаю, что в Америке, Европе и прежде всего в России до конца этого года мы сможем собрать на восстановление декораций $3-4 млн.<BR><BR>-- А что же все-таки сгорело, декорации к каким спектаклям? И что, на Ваш взгляд, необходимо Мариинскому театру восстановить в первую очередь?<BR>-- Утрачена огромная часть декораций к спектаклю "Летучий голландец" -- это одно из самых больших достижений театра, обеспеченного сильным составом артистов, его помнят и в Москве, и в Петербурге очень хорошо. Кроме того, это дорогостоящий спектакль. Тем не менее, я думаю, "Летучий голландец" будет восстановлен уже через несколько месяцев. Сгорела часть декораций к "Бахчисарайскому фонтану" -- спектаклю, который очень любим зрителем и, несомненно, является шедевром советского балета. Пострадали два вагнеровских спектакля -- "Лоэнгрин" и "Парсифаль".<BR>К счастью, декорации к нашим самым огромным и дорогостоящим спектаклям "Кольцо нибелунга" и "Война и мир" находились в другом месте.<BR>Конечно, невозможно сразу все восстановить. Мы до сих пор обсуждаем, какие спектакли должны восстанавливаться в первую очередь. Шесть спектаклей уже в работе. Почти уверен, что восстановить удастся все. Мы будем действовать без горячки, но быстро и динамично.<BR><BR>Вслед за "премьерой" "Мазепы" в ближайший понедельник -- "Лоэнгрин". Еще одно доказательство того, что Мариинский театр поджигать бесполезно. "Лоэнгрин" -- выдающийся спектакль не только потому, что стал в 1868 г. первой оперой Вагнера, исполненной в России, но и тем, что за дирижерский пульт 13 октября встанет Зандерлинг.<BR>В 1936 г. главная музыкальная надежда Третьего Рейха бежал из нацистской Германии в СССР. Здесь Зандерлинг работал в Ленинградской филармонии с Шостаковичем и Мравинским. Мало бы кто удивился, если бы он появился в Мариинском театре в 2003 г. Действительно -- опера про духов, колдунов по мотивам сказок братьев Гримм и кельтских саг. Призрак великого дирижера за дирижерским пультом, пожалуй, никого бы не удивил. Впрочем, за дирижерским пультом будет стоять не дух, а сын знаменитого Зандерлинга -- Томас. Томас уехал в 70-х из СССР в Германию, где за последние 30 лет успел поработать помощником Бернстайна и Караяна и стать звездой европейского уровня. Круг замкнулся -- бывший "русский", сын немца, пережившего блокаду, дирижирует восставшей из пепла оперой Вагнера.<BR>