Чтобы напечатать фотографию, нужны холодная голова и чистые руки

Специалисты фотолабораторий смотрят на фотографии, как врачи на пациентов -- трезво и беспристрастно

<BR><BR><B>Специалисты фотолабораторий смотрят на фотографии, как врачи на пациентов -- трезво и беспристрастно</B><BR>Выбирая "свою" фотолабораторию, одни отдают предпочтение качеству, другие руководствуются финансовыми соображениями. Тем не менее залог удачных отпечатков -- не столько качество аппаратуры, сколько мастерство и опыт оператора машинной печати.<BR><BR>В Петербурге действует не менее 250 фирм, располагающих оборудованием для проявки пленок и печати фотографий по традиционной технологии. Каждая из фирм содержит по меньшей мере 10 пунктов приема заказов и платежей.<BR>Агрессивная конкурентная среда заставляет менеджеров фотолабораторий помимо основной деятельности активно расширять ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Естественно, в интересах фотолаборатории не просто заполучить единичный заказ, а приобрести постоянных клиентов. "Основные составляющие успеха -- это качество печати и обслуживания, а также ассортимент предоставляемых услуг", -- говорит директор розничной сети фотолабораторий "Яркий мир" Аркадий Ашкинадзи.<BR>Вышесказанное не доказывает, что невысокая стоимость отпечатков в небольшой лаборатории означает их посредственное качество. Даже в скромной лаборатории может попасться отличный оператор машинной печати. Многое зависит именно от него.<BR><BR><B>Ручная работа</B><BR>На пути между непроявленным негативом и готовой фотографией стоят два агрегата: фильм-процессор (устройство для проявления пленки) и принтер-процессор.<BR>Фильм-процессор чаще всего представляет собой машину проходного типа, в которой пленка постепенно протягивается через проявочные баки.<BR>Фильм-процессор чаще всего выполняется в виде отдельного блока (мини-лаборатории Agfa, Fuji, Konica, Noritsu), однако встречаются и варианты, когда фильм-процессор и принтер совмещены в одном блоке (лаборатории San Marco).<BR>Для управления фильм- процессором необходим только приемщик: процесс автоматизирован, и всю работу выполняет машина. Рядовым фотолюбителям следует руководствоваться одним правилом: если проявка предшествует печати на принтере без монитора, желательно проявлять пленку в фильм-процессоре той же лаборатории, где и будет происходить печать. Причина в том, что принтер такого минилаба настроен по пленкам, проявленным в "своем" фильм-процессоре. При печати с пленок, проявленных в другой лаборатории, может понадобиться корректировка цветов по пробному отпечатку.<BR>Управление принтер- процессором целиком лежит на операторе. Именно он корректирует плотность и цветопередачу, контролирует печать. Даже на совершенно одинаковом качественном оборудовании у одного оператора могут получиться хорошие отпечатки, а у другого -- нет.<BR>Человеческий фактор определяет многое, но не все. Значительную роль играют настройка проявочного аппарата, качество бумаги и химикатов.<BR><BR><B>Монотонное искусство</B><BR>Труд оператора машинной печати достаточно тяжел. В основном это сложности физического характера: многое зависит от освещения и вентиляции помещения, в котором проводятся работы. За 12 часов (а именно столько длится смена) перед глазами оператора проходит порядка 1000- 1500 кадров.<BR>Тем не менее многие операторы считают свою работу интересной. В ней присутствует творческий момент: ведь к каждому снимку необходим свой подход.<BR>Специалисты по печати редко меняют место работы. "У нас если и есть случаи увольнения, то они носят, скорее, экстраординарный характер, -- делится Аркадий Ашкинадзи. -- Текучка кадров зависит от организации труда. Если человеку по каким-либо причинам нравится ходить на работу, то он своего места не оставит, тем более когда устраиваться было непросто. Мы предъявляем высокие требования к персоналу, но зато и обеспечиваем сотрудников достойными условиями труда".<BR><B>Что я видел</B><BR>В фотопечати существует определенное противоречие. С одной стороны, пленка клиента касается только клиента, с другой -- она становится объектом внимания многих людей. Оператор обязан просмотреть каждый кадр, ведь визуальный контроль выходящих из машины отпечатков -- единственный вариант контроля качества.<BR>Работники фотолабораторий стараются не рассказывать об увиденных фотографиях даже на уровне обезличенных забавных историй. Заглядывать в конверты с готовыми заказами из любопытства тоже не принято. "Если честно, такого любопытства и вовсе нет, -- поясняет оператор печати одной из петербургских фотолабораторий Дмитрий Виноградов. -- Во-первых, большинство людей особой фантазией не отличаются и фотографируют, как правило, одни и те же сюжеты. Во-вторых, у операторов довольно быстро стирается грань между интересом и безразличием по отношению к увиденным сюжетам. Специалист смотрит на фото, как врач на пациента -- трезво и беспристрастно".<BR>"На снимках изображены посторонние люди, которых оператор просто не знает, -- рассуждает Аркадий Ашкинадзи. -- Поскольку привязка к конкретной личности отсутствует, у него нет ни интереса, ни эмоций".<BR>Большинство из опрошенных операторов сошлись во мнении, что 70% пленок содержат стандартную последовательность событий. Обычно это какое-то мероприятие дома с гостями. Вначале идут приличные фотографии пришедших гостей и членов семьи, затем все снимки за столом, и в итоге веселые, румяные, разогретые алкоголем лица.<BR>"Интересно наблюдать, как происходит трансформация человека от "цивильного" с галстуком до раскрепощенного и полулежащего на диване", -- говорит оператор машинной печати фотоцентра "Фотомастер" Вячеслав Зверев.<BR>Перед глазами оператора ручной печати Александра Абрамова ежедневно проходит от пяти до 10 художественных фотографий большого формата. "Необычных заказов очень мало, -- рассказывает он. -- В основном просят увеличить кошечку или напечатать студийный портрет. Бывают, конечно, и странные снимки.<BR>Фотохудожники ставят порой перед собой довольно специфические задачи: снимают композиции с кровавыми телами или, например, обнаженную фотомодель-старушку. Правда, такое бывает редко".<BR><BR><B>Справка</B><BR><B>Что почем</B><BR>Зарплата операторов машинной печати в Петербурге колеблется от $200 до $500. В основном это небольшой оклад плюс процент, который и стимулирует сотрудника работать больше, качественнее и быстрее.<BR>Художественные снимки клиенты часто просят выполнить в большом формате. Машины обычно для таких целей не используются, поэтому здесь за дело принимается оператор ручной печати. Такой труд тяжелым назвать нельзя. В отличие от своих коллег, стоящих за печатной машиной, у "ручных" мастеров 8-часовой рабочий день плюс стандартные выходные -- суббота и воскресенье.