В России появится керамический двигатель

Он сделан с помощью дешевой безусадочной керамики

<BR><BR><B>Он сделан с помощью дешевой безусадочной керамики</B><BR>ЗАО "Научно-инженерный центр "Керамические Тепловые Двигатели" им. А.М. Бойко (НИЦ КТД) заканчивает подготовку к испытаниям демонстрационного блока первого в России стационарного керамического газотурбинного двигателя.<BR><BR>Двигатель мощностью 2,5 МВт предназначен для газовой промышленности. Предполагается, что двигатель будет иметь КПД 43-43,5%. До сих пор стационарные газотурбинные двигатели отечественного производства имели КПД не более 33,5%.<BR>Как сообщил генеральный директор, генеральный конструктор ЗАО "Научно-инженерный центр "Керамические Тепловые Двигатели" Анатолий Сударев, фирма ведет работу над керамическим двигателем с 1988 г. и планирует к 2006-му испытать головной образец двигателя и запустить его в серийное производство. Заказчиком работ выступает ОАО "Газпром".<BR><BR><B>Снизили выхлопы</B><BR>В создание керамического двигателя ОАО "Газпром" вложило за 14 лет $16 млн. На завершение работ требуется еще $4 млн. Керамический двигатель ценен тем, что дает значительно меньше (в 2 раза и более) вредных выхлопов и имеет более высокий КПД. Планируется, что серийным изготовлением будет заниматься ЗАО "Научно-инженерный центр "Керамические Тепловые Двигатели" им. А.М. Бойко".<BR><BR><B>Без усадки</B><BR>Созданием керамического двигателя занимаются специалисты во всем мире. Так, в США в 1999 г. создан двигатель "Центавр 50с" мощностью 5 МВт, который установлен на опытно-промышленные испытания. КПД двигателя -- 33,5%. Японцы тоже завершили опытно-промышленные испытания керамического двигателя мощностью 300 кВт с КПД 42,3% и уже в 1999 г. начали создание более мощного керамического двигателя мощностью 8 МВт, первые испытания которого проведены в начале 2003 г.<BR>По словам Анатолия Сударева, принципиальное отличие отечественной разработки заключается в использовании нового керамического материала на базе нитрида алюминия, который не дает усадки во время спекания керамики.<BR>"Мы создали и внедрили новый вид керамики, который не имеет аналогов в мире. После обжига в печи она не дает усадку, как керамика, которая используется в импортных двигателях, -- после обжига она "садится" на 8-18% и требует последующей обработки алмазным инструментом. Мы создали технологию, которая позволяет получить конечное изделие без финишной механической обработки алмазным инструментом. Это позволяет значительно, примерно в 2-3 раза, снизить стоимость конечного изделия", -- отмечает Анатолий Сударев.<BR>Стоимость керамического двигателя не превысит стоимости обычного металлического двигателя и будет составлять около $400 за 1 кВт мощности. Таким образом, двигатель мощностью 2,5 МВт будет стоить $1,1 млн.